Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 56205-2014 IEC/TS 62443-1-1:2009 Сети коммуникационные промышленные. Защищенность (кибербезопасность) сети и системы. Часть 1-1. Терминология, концептуальные положения и модели (Издание с Поправкой)

     6.2 Базовые модели

6.2.1 Общие положения

Базовая модель устанавливает систему критериев для последующей более детальной информации. Термин "базовая модель" стал расхожим вместе с успехом семиуровневой модели ИСО для взаимодействия открытых систем (OSI). Бюро НАСА по стандартам и технологиям (NOST) (США) определяет этот термин следующим образом:

"Базовая модель - это концепция, которая проясняет существенные отношения между субъектами некой среды, позволяя разработать единые стандарты или спецификации, поддерживающие эту среду. Базовая модель основана на небольшом количестве обобщающих понятий и может использоваться как база для обучения и разъяснения стандартов неспециалисту".

Базовая модель характеризует исходный вид единой технологической или производственной системы, выраженный как серия логических уровней. Базовая модель, используемая в стандартах серии МЭК 62443, показана на рисунке 12. Эта модель получена из общей модели, использованной в МЭК 62264-1.


Рисунок 12 - Базовая модель по МЭК 62443

          

Для задач, решаемых с помощью SCADA, может использоваться базовая модель несколько иного вида. Такая модель показана на рисунке 13.


Рисунок 13 - Базовая модель SCADA

6.2.2 Уровни базовой модели

6.2.2.1 Общие положения

Обе вышеприведенные модели состоят из одинаковых базовых уровней, каждый из которых соответствует определенному классу функциональности. Определения уровней основаны на модели функциональной иерархии, приведенной в МЭК 62264-1 и описывают функции и действия начиная от уровня процесса (уровень 0) и заканчивая уровнем предприятия (уровень 4).

В 6.2.2.2-6.2.2.6 описан подробнее каждый из уровней данной модели.

6.2.2.2 Уровень 4 - Системы масштаба предприятия

Данный уровень, обозначенный в МЭК 62264-1 как бизнес-планирование и материально-техническое обеспечение, определен как включающий в себя функции, задействованные в бизнес-процессах, необходимые для управления производственной организацией. Функции распространяются на корпоративные или региональные финансовые системы и другие элементы корпоративной инфраструктуры, такие как планирование производства, операционное управление и управление жизнедеятельностью для отдельного завода или объекта предприятия. В контексте настоящего стандарта к этому уровню принадлежат и технические системы.

Действия уровня 4 включают в себя:

a) сбор данных и обеспечение расхода сырья и запчастей, а также накопление и обслуживание доступного запаса, и предоставление данных для закупки сырья и запчастей;

b) сбор данных и обеспечение общего расхода энергии, а также накопление и обслуживание доступного запаса, и предоставление данных для закупки энергоресурсов;

c) накопление и инвентаризация продукции в процессе производства;

d) накопление и обслуживание картотеки данных по контролю качества по мере их отношения к требованиям потребителей;

e) сбор данных и обеспечение функционирования оборудования и станков, а также накопление и обслуживание картотеки их жизненного цикла, необходимой для их планово-предупредительного обслуживания;

f) сбор и сохранение данных об использовании людских ресурсов для передачи таких данных персоналу и ведения отчетности;

g) установление базового графика производства для завода;

h) корректировку базового заводского графика производства в пользу получаемых заказов, с учетом изменений в доступных ресурсах, наличия доступных энергоресурсов, уровней потребления энергии и потребностей в техническом обслуживании;