79. Разработка необходимых рекомендаций по снижению риска аварии является заключительным этапом процедуры количественного анализа риска аварии на ОПО МН и МНПП. Рекомендации должны быть основаны на результатах идентификации опасностей аварий, количественной оценке риска аварии на ОПО МН и МНПП и определении степени опасности участков и составляющих ОПО МН и МНПП.
Необходимость разработки рекомендаций по снижению риска аварии безусловна только для чрезвычайно опасных участков и составляющих ОПО МН и МНПП. Для высоко- и среднеопасных участков и составляющих ОПО МН и МНПП необходимость разработки рекомендаций обусловлена имеющимися ресурсами на внедрение дополнительных мероприятий (мер, групп мер) по обеспечению безопасности технического и (или) организационного характера.
80. Рассчитанные показатели риска аварии на объектах ЛЧ ОПО МН и МНПП (участках) и площадочных сооружениях (составляющих) ОПО МН и МНПП используют для обоснования приоритетов в мероприятиях по оптимальному обеспечению безопасного функционирования ОПО МН и МНПП в условиях опасности возможного возникновения промышленных аварий (риск-ориентированный подход).
Необходимые рекомендации по снижению риска аварии разрабатываются в форме проектных решений или планируемых мероприятий (мер, групп мер) по обеспечению безопасности технического и (или) организационного характера.
81. Для оценки эффективности возможных мер (групп мер) по обеспечению безопасности решают следующие альтернативные оптимизационные задачи:
при заданных ресурсах выбирают оптимальную группу мер безопасности, обеспечивающих максимальное снижение риска аварии на ОПО МН и МНПП;
минимизируя затраты, выбирают оптимальную группу мер безопасности, обеспечивающих снижение риска аварии до значений, исключающих долгосрочную эксплуатацию чрезвычайно опасных участков и составляющих ОПО МН и МНПП.
82. Меры (группы мер) обеспечения безопасности должны уменьшать возможность и (или) смягчать тяжесть последствий возможных аварий. К приоритетным необходимым рекомендациям по снижению риска аварии относят меры по обеспечению безопасности, направленные преимущественно на предупреждение аварии (уменьшение возможности возникновения инцидентов и аварий).
83. Меры по уменьшению вероятности возникновения аварийной ситуации включают:
меры по уменьшению вероятности возникновения инцидента;
меры по уменьшению вероятности перерастания инцидента в аварийную ситуацию.
84. Меры по уменьшению тяжести последствий аварии имеют следующие приоритеты:
меры, предусматриваемые при проектировании опасного объекта (например, выбор несущих конструкций, запорной арматуры);
меры, относящиеся к системам противоаварийной защиты и контроля (например, применение газоанализаторов);
меры, касающиеся готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации последствий аварий.
85. Основными мероприятиями по снижению риска аварии являются:
применение повышенных толщин стенки трубы (по сравнению с расчетами по СНиП 2.05.06-85*) и материалов повышенной прочности;
прокладка ОПО МН и МНПП методом "труба в трубе" на наиболее опасных участках;
сверхнормативное (по сравнению со СНиП 2.05.06-85*) заглубление ОПО МН и МНПП;
оптимизация проведения внутритрубной диагностики и выборочного ремонта (ремонта по техническому состоянию);
применение современной системы обнаружения утечек и несанкционированных врезок;
повышенные требования к качеству производства строительно-монтажных работ, включая контроль производства на заводе изготовителе, заводских испытаний, доставки, погрузки/разгрузки, складирования, хранения, монтажа, испытаний;
проведение периодических испытаний на прочность и герметичность эксплуатируемого ОПО МН и МНПП;
повышение эффективности охраны ОПО МН и МНПП и мер защиты от вандализма и терроризма;
ограничение площадей возможных аварийных разливов нефти, нефтепродукта за счет возведения инженерных сооружений (траншей, дамб, валов);
проведение внутритрубной диагностики после завершения строительства ОПО МН и МНПП;
увеличение объема контроля качества сварных стыков различными методами неразрушающего контроля.