Статус документа
Статус документа

Руководство по безопасности "Методические рекомендации по проведению количественного анализа риска аварий на опасных производственных объектах магистральных нефтепроводов и магистральных нефтепродуктопроводов"

СРАВНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РИСКА АВАРИИ УЧАСТКОВ И СОСТАВЛЯЮЩИХ ОПО МН И МНПП СО СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКИМ (ФОНОВЫМ) УРОВНЕМ. УСТАНОВЛЕНИЕ СТЕПЕНИ ОПАСНОСТИ УЧАСТКОВ И СОСТАВЛЯЮЩИХ ОПО МН И МНПП

72. На основе ранжирования участков и составляющих ОПО МН и МНПП по рассчитанным количественным показателям риска аварии устанавливают степень опасности участков и составляющих ОПО МН и МНПП.

Опасность аварии на участках и составляющих ОПО МН и МНПП устанавливают относительным сравнением со среднестатистическим (фоновым) уровнем риска аварии по следующим степеням:

низкая;

средняя;

высокая;

чрезвычайно высокая.

73. Для участков ЛЧ ОПО МН и МНПП степень опасности аварий определяют различием между рассчитанным для участка значением показателя риска аварии и среднестатистическим (фоновым) уровнем риска аварии по критериям, приведенным в таблице N 3.

Таблица N 3

Критерии степени опасности аварий на ЛЧ ОПО МН и МНПП по сравнению со среднестатистическим (фоновым) уровнем риска аварии для ЛЧ ОПО МН и МНПП

Сравнительная степень опасности аварии на участке ЛЧ ОПО МН и МНПП

Значение рассчитанного показателя риска аварии

Низкая

Менее 0,5

Средняя

Oт 0,5 до 5

Высокая

От 5 до 50

Чрезвычайно высокая

Более 50

74. Среднестатистический (фоновый) уровень риска аварии для ЛЧ ОПО МН и МНПП определяют на этапе планирования организации работ как среднегодовое значение показателя риска аварии за последний пятилетний период рассмотрения на ОПО МН и МНПП эксплуатирующей организации.

75. Примеры определения критериев степени опасности участков ЛЧ ОПО МН и МНПП, где в качестве показателей опасности использованы удельные ожидаемые потери нефти, нефтепродукта и экологический ущерб от аварий за год, приведены ниже. Для ЛЧ ОПО МН и МНПП указанные дополнительные показатели риска аварии являются типовыми.

ПРИМЕРЫ ТИПОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ С КРИТЕРИЯМИ ОПАСНОСТИ АВАРИЙ

     

Типовые показатели с критериями опасности аварий на ЛЧ МН

Сравнительная степень опасности аварии на участке ЛЧ МН

Типовые показатели риска аварии на ЛЧ МН

Удельные ожидаемые потери нефти при аварии , т/(1000 км·год)

Удельный ожидаемый экологический ущерб от аварии , млн руб./(1000 км·год)

Низкая

Менее 5

Менее 2

Средняя

От 5 до 50

От 2 до 20

Высокая

От 50 до 500

От 20 до 200

Чрезвычайно высокая

Более 500

Более 200

     

Типовые показатели с критериями опасности аварий на ЛЧ МНПП

Сравнительная степень опасности аварии на участке ЛЧ МНПП

Типовые показатели риска аварии на ЛЧ МНПП

Удельные ожидаемые потери нефтепродукта при аварии , т/(1000 км·год)

Удельный ожидаемый экологический ущерб от аварии , млн руб./(1000 км·год)

Низкая

Менее 4

Менее 1

Средняя

От 4 до 40

От 1 до 10

Высокая

От 40 до 400

От 10 до 100

Чрезвычайно высокая

Более 400

Более 100

76. Иллюстрация формы представления распределения суммарной длины участков трассы по показателю риска аварии приведена на рисунке 16.

В случае однокилометровых сухопутных участков вместо суммарной длины участков используют общее количество таких участков.

При отсутствии достоверных сведений о среднестатистическом (фоновом) уровне риска аварии для какого-либо показателя риска аварии на ЛЧ ОПО МН и МНПП критерии степени опасности устанавливают исходя из значений данного показателя, рассчитанных для участков всей трассы на этапе "Количественная оценка риска аварии на ОПО МН и МНПП". Для этого полный интервал изменения показателя риска разделяют по критериям степени опасности на ЛЧ ОПО МН и МНПП, приведенным в таблице N 4.

77. Для площадочных объектов (составляющих) ОПО МН и МНПП степень опасности аварий определяют показателем максимально возможного количества потерпевших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред в результате аварии (в том числе смертельно травмированных), по критериям, приведенным в таблице N 5.

Таблица N 4