72. На основе ранжирования участков и составляющих ОПО МН и МНПП по рассчитанным количественным показателям риска аварии устанавливают степень опасности участков и составляющих ОПО МН и МНПП.
Опасность аварии на участках и составляющих ОПО МН и МНПП устанавливают относительным сравнением со среднестатистическим (фоновым) уровнем риска аварии по следующим степеням:
низкая;
средняя;
высокая;
чрезвычайно высокая.
73. Для участков ЛЧ ОПО МН и МНПП степень опасности аварий определяют различием между рассчитанным для участка значением показателя риска аварии и среднестатистическим (фоновым) уровнем риска аварии по критериям, приведенным в таблице N 3.
Таблица N 3
Критерии степени опасности аварий на ЛЧ ОПО МН и МНПП по сравнению со среднестатистическим (фоновым) уровнем риска аварии для ЛЧ ОПО МН и МНПП
Сравнительная степень опасности аварии на участке ЛЧ ОПО МН и МНПП | Значение рассчитанного показателя риска аварии |
Низкая | Менее 0,5 |
Средняя | Oт 0,5 до 5 |
Высокая | От 5 до 50 |
Чрезвычайно высокая | Более 50 |
74. Среднестатистический (фоновый) уровень риска аварии для ЛЧ ОПО МН и МНПП определяют на этапе планирования организации работ как среднегодовое значение показателя риска аварии за последний пятилетний период рассмотрения на ОПО МН и МНПП эксплуатирующей организации.
75. Примеры определения критериев степени опасности участков ЛЧ ОПО МН и МНПП, где в качестве показателей опасности использованы удельные ожидаемые потери нефти, нефтепродукта и экологический ущерб от аварий за год, приведены ниже. Для ЛЧ ОПО МН и МНПП указанные дополнительные показатели риска аварии являются типовыми.
ПРИМЕРЫ ТИПОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ С КРИТЕРИЯМИ ОПАСНОСТИ АВАРИЙ
Типовые показатели с критериями опасности аварий на ЛЧ МН
Сравнительная степень опасности аварии на участке ЛЧ МН | Типовые показатели риска аварии на ЛЧ МН | |
Удельные ожидаемые потери нефти при аварии , т/(1000 км·год) | Удельный ожидаемый экологический ущерб от аварии , млн руб./(1000 км·год) | |
Низкая | Менее 5 | Менее 2 |
Средняя | От 5 до 50 | От 2 до 20 |
Высокая | От 50 до 500 | От 20 до 200 |
Чрезвычайно высокая | Более 500 | Более 200 |
Типовые показатели с критериями опасности аварий на ЛЧ МНПП
Сравнительная степень опасности аварии на участке ЛЧ МНПП | Типовые показатели риска аварии на ЛЧ МНПП | |
Удельные ожидаемые потери нефтепродукта при аварии , т/(1000 км·год) | Удельный ожидаемый экологический ущерб от аварии , млн руб./(1000 км·год) | |
Низкая | Менее 4 | Менее 1 |
Средняя | От 4 до 40 | От 1 до 10 |
Высокая | От 40 до 400 | От 10 до 100 |
Чрезвычайно высокая | Более 400 | Более 100 |
76. Иллюстрация формы представления распределения суммарной длины участков трассы по показателю риска аварии приведена на рисунке 16.
В случае однокилометровых сухопутных участков вместо суммарной длины участков используют общее количество таких участков.
При отсутствии достоверных сведений о среднестатистическом (фоновом) уровне риска аварии для какого-либо показателя риска аварии на ЛЧ ОПО МН и МНПП критерии степени опасности устанавливают исходя из значений данного показателя, рассчитанных для участков всей трассы на этапе "Количественная оценка риска аварии на ОПО МН и МНПП". Для этого полный интервал изменения показателя риска разделяют по критериям степени опасности на ЛЧ ОПО МН и МНПП, приведенным в таблице N 4.
77. Для площадочных объектов (составляющих) ОПО МН и МНПП степень опасности аварий определяют показателем максимально возможного количества потерпевших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред в результате аварии (в том числе смертельно травмированных), по критериям, приведенным в таблице N 5.
Таблица N 4