Выброс -го загрязняющего вещества потока автотранспортных средств () определяют для конкретной автодороги, на всем протяжении которой структура и интенсивность потока изменяется не более чем на 15%-20%. При изменении структуры и интенсивности потоков автотранспортных средств на большее значение, автодорогу следует разбивать на участки, которые в дальнейшем рассматривают как отдельные источники.
Такая автодорога (или ее участок) может иметь несколько нерегулируемых или(и) регулируемых перекрестков.
Для автодороги (или ее участка) с повышенной интенсивностью движения (более 1500-2000 автомобилей в час) целесообразно дополнительно учитывать выброс загрязняющих веществ автотранспортом () в районе перекрестков.
В районе перекрестка выбрасывается значительное количество загрязняющих веществ автомобилем за счет его торможения и остановки перед запрещающим движение сигналом светофора и последующим его движением в режиме разгона после разрешающего движение сигнала светофора.
Это обуславливает необходимость выделять на выбранной автодороге участки перед светофором, на которых образуется очередь автомобилей, работающих на холостом ходу в течение времени действия запрещающего движение сигнала светофора.
Для автодороги (или ее участка) при наличии регулируемого перекрестка суммарный выброс загрязняющих веществ, , г/км, рассчитывают по формуле
, (1)
где , , , - выброс загрязняющих веществ в атмосферу автомобилями, находящимися в зоне перекрестка при запрещающем движение сигнале светофора, г/км;
, , , - выброс загрязняющих веществ в атмосферу автомобилями, движущимися по данной автодороге в рассматриваемый период времени, г/км;
Примечание - Индексы 1 и 2 соответствуют каждому из двух направлений движения на автодороге с большей интенсивностью движения, 3 и 4 - для автодороги с меньшей интенсивностью движения.
, - число остановок потока автотранспортных средств перед перекрестком на образующих его автодорогах за 20-минутный период времени;
, - число периодов движения потока автотранспортных средств в районе перекрестка при разрешающем движение сигнале светофора за 20-минутный период времени.
3.1 Расчет выбросов загрязняющих веществ от движущегося автотранспорта
Выброс -го загрязняющего вещества движущимся потоком автотранспортных средств на автодороге (или ее участке) с фиксированной протяженностью , г/км, рассчитывают по формуле
, (2)
где - протяженность автодороги (или ее участка), из которой исключена протяженность очереди автомобилей перед запрещающим движение сигналом светофора, включающая в себя длину соответствующей зоны перекрестка (для перекрестков, на которых проводились дополнительные обследования), км;
- удельный пробеговый выброс -го загрязняющего вещества автомобилями -й группы, определяемый по таблице 1, г/км;
- число групп автомобилей, шт.;
- фактическая наибольшая интенсивность движения, т.е. число автомобилей каждой из групп, проходящих через фиксированное сечение выбранного участка автодороги в единицу времени (20 мин) в обоих направлениях по всем полосам движения;
- поправочный коэффициент, учитывающий среднюю скорость движения потока автотранспортных средств (в километрах в час) на выбранной автодороге (или ее участке), определяемый по таблице 2.
Таблица 1 - Значения удельных пробеговых выбросов загрязняющих веществ , для разных групп автомобилей
Наименование группы автомобилей | Номер группы | Выброс загрязняющего вещества, г/км | ||||||
(в пересчете на ) | Сажа | Формальдегид | Бенз()пирен | |||||
Легковые | I | 3,5 | 0,9 | 0,8 | 0,7·10 | 1,5·10 | 3,2·10 | 0,3·10 |
Автофургоны и микроавтобусы до 3,5 т | II | 8,4 | 2,1 | 2,4 | 3,8·10 | 2,8·10 | 8,4·10 | 0,8·10 |
Грузовые от 3,5 до 12 т | III | 6,8 | 6,9 | 5,2 | 0,4 | 5,1·10 | 2,2·10 | 2,1·10 |
Грузовые св. 12 т | IV | 7,3 | 8,5 | 6,5 | 0,5 | 7,3·10 | 2,5·10 | 2,6·10 |
Автобусы св. 3,5 т | V | 5,2 | 6,1 | 4,5 | 0,3 | 4,2·10 | 1,8·10 | 1,8·10 |
Таблица 2 - Значения коэффициентов , учитывающих изменения количества выбрасываемых загрязняющих веществ в зависимости от средней скорости движения