6.1 Летные испытания самолета и измерения проводятся с соблюдением требований раздела 4 с использованием аппаратуры, удовлетворяющей требованиям раздела 5 и приложения Б.
6.2 Для определения уровней шума каждого самолета в каждой точке измерения необходимо провести не менее шести взлетов и шести посадок самолета, в каждом из которых одновременно с измерениями шума синхронно проводят:
- регистрацию наземной аппаратурой абсолютного положения самолета в пространстве: при снижении самолета - начиная с 6 км до порога ВПП, при взлете - до 10 км от начала разбега по горизонтали;
- регистрацию бортовой аппаратурой режима работы двигателей самолета.
При каждом измерении шума регистрируют атмосферное давление, скорость и направление ветра, температуру и влажность воздуха на высоте 10 м на центральном пункте измерения атмосферных параметров (аэродромной метеостанции), а также измеряют скорость приземного ветра и температуру воздуха в каждой точке измерения шума.
Непосредственно до или после каждого летного испытания регистрируют распределение температуры, относительной влажности и скорости ветра в атмосфере до высоты, на которой регистрируется шум самолета.
6.3 Микрофоны располагают в точках измерения в соответствии с подразделом 4.1 на высоте (1,2±0,05) м над средним уровнем поверхности земли и ориентируют таким образом, чтобы мембрана микрофона и отрезок номинальной траектории полета, ближайший к данной точке измерения, лежали в одной плоскости (звук от самолета должен приходить по касательной к мембране микрофона).
6.4 Непосредственно до и после каждого испытания проводят акустическую калибровку всего регистрирующего тракта с использованием акустического калибратора с целью проверки чувствительности тракта и получения уровня отсчета для анализа данных.
Чтобы свести к минимуму ошибки оператора и аппаратуры, акустическую калибровку дополняют электрической с использованием электрического калибратора, подающего напряжение известного уровня на микрофонный вход непосредственно до и после записи данных самолетного шума.
6.5 В районе испытаний записывают окружающий шум, включая как акустический фон, так и электрический фон измерительного тракта. Запись проводят при тех же уровнях усиления системы, которые используют для измерения самолетного шума. Записываемые данные самолетного шума считают приемлемыми только в том случае, если уровни окружающего шума не менее чем на 20 дБ ниже максимального уровня воспринимаемого самолетного шума.
6.6 При проведении сертификационных испытаний допускается использовать методики, которые вместе с методами коррекции с целью приведения их в соответствие с исходной методикой утверждаются органами, ответственными за сертификацию. Возможные эквивалентные методы проведения испытаний приведены в приложении В.
Значения суммарных поправок, связанных с отклонениями действительных условий испытаний от исходных, не должны превышать значений, указанных в 4.4.3.
6.7 После проведения летных испытаний проводят обработку полученных магнитных записей шума с использованием анализирующей аппаратуры по Б.2 (приложение Б).
6.7.1 В процессе обработки магнитных записей шума самолета определяют уровни звукового давления SPL с интервалом 0,5 с в каждой из 24 третьоктавных полос с центральными частотами от 50 Гц до 10 кГц.
6.7.2 В полученные по 6.7.1 третьоктавные уровни звукового давления вносят все необходимые поправки, учитывающие систематическую погрешность измерительной аппаратуры, влияние ветрозащитного экрана и т.п.
6.7.3 В каждой из 24 третьоктавных полос определяют также уровни шумового фона с введением необходимых поправок, указанных в 6.7.2.
Если полученный уровень фона в третьоктавной полосе отличается от уровня звукового давления, создаваемого самолетом, на 5-10 дБ, то из уровня звукового давления, полученного согласно 6.7.2, вычитают поправку, указанную в таблице 1.
Таблица 1
Разность между полосовыми уровнями шума самолета и соответствующими значениями уровней шумового фона, дБ | Поправка, дБ |
5,0-6,0 | 1,5 |
Если разность между третьоктавными уровнями шума самолета и шумового фона превышает 10 дБ, то поправку на фон не учитывают.
Уровни звукового давления в третьоктавных полосах, отличающиеся от уровней фона менее чем на 5 дБ, принимают равными нулю.
6.7.4 После внесения всех указанных поправок получают исходные уровни звукового давления в третьоктавных полосах для каждого момента времени с интервалом 0,5 с SPL (, ), которые используют для определения эффективного уровня воспринимаемого шума.