Статус документа
Статус документа

ГОСТ 17229-2014 Самолеты пассажирские и транспортные. Метод определения уровней шума, создаваемого на местности

    4 Условия проведения летных испытаний


Условия проведения летных испытаний должны как можно ближе соответствовать исходным условиям, указанным в разделе 3.

Допускаются указанные в подразделе 4.3 отклонения от исходных условий, которые учитывают введением поправок в эффективные уровни воспринимаемого шума в соответствии с разделом 8.

     4.1 Точки измерения шума

4.1.1 Координаты точек измерения шума должны соответствовать указанным в 3.1 координатам исходных контрольных точек.

4.1.2 Если точки измерения шума не совпадают с исходными контрольными точками, то любые поправки на разницу местоположения включают в поправки на несовпадение траектории летных испытании и исходной траектории полета.

4.1.3 Шум сбоку от ВПП измеряют в нескольких точках на линии, параллельной ВПП, вблизи места, где ожидается наибольший уровень шума. Одновременно измеряют шум в симметричной точке по другую сторону ВПП. Методика определения положения контрольной точки сбоку от ВПП приведена в приложении А.

4.1.4 В местах вблизи точек измерения шума должна быть относительно ровная поверхность. Не допускаются участки с повышенным поглощением звука (густая слежавшаяся или высокая трава, кустарник или лесные участки и пр.).

4.1.5 В пространстве, ограниченном конусом с вершиной на поверхности земли в точке измерения, ось которого перпендикулярна к земле, а полуугол раскрытия 80°, не должно быть препятствий, искажающих звуковое поле от летящего самолета.

4.2 Атмосферные условия


При проведении летных испытаний на всем пути распространения шума между поверхностью земли и самолетом должны быть следующие атмосферные условия:

- осадки отсутствуют;

- температура воздуха от 2°С до 35°С на высоте 10 м над землей;

- относительная влажность окружающего воздуха от 20% до 95%;

- относительная влажность и температура окружающего воздуха обеспечивают затухание звука в третьоктавной полосе центральной частотой 8 кГц не более 10 дБ/100 м. Если для получения относительной влажности измерение температуры влажного и сухого воздуха проводят прибором с погрешностью ±0,5 °С, то затухание звука в третьоктавной полосе центральной частотой 8 кГц должно быть не более 12 дБ/100 м;

- отклонение коэффициента атмосферного поглощения в третьоктавной полосе центральной частотой 3150 Гц по пути распространения звука относительно PNLTM может превышать ±0,5 дБ/100 м, если для вычисления эквивалентного скорректированного затухания звука в каждой третьоктавной полосе используют "слоистые" участки атмосферы, при этом указанные участки должны быть достаточными для удовлетворения требований сертифицирующего органа;

- средняя скорость ветра на высоте 10 м над землей и поперечная составляющая ветра не более 5 и 2,5 м/с соответственно. При измерении скорости ветра используют тридцатисекундный период усреднения, соответствующий периоду уменьшения уровня шума на 10 дБ;

- отсутствуют аномальные условия ветра, существенно влияющие на измеряемые уровни шума.

4.3 Отклонение параметров полета от исходных условий


При летных испытаниях возможны отклонения массы самолета, режимов работы двигателей и траектории полета от принятых за исходные. Значения допустимых отклонений указаны в 4.3.1-4.3.3.

4.3.1 Допускается проводить летные испытания при массе самолета, отличающейся от исходной (см.3.3.1 и 3.3.2). При этом необходимая поправка в эффективный уровень воспринимаемого шума не должна превышать 2 EPN дБ для взлета и 1 EPN дБ для снижения на посадку. Для определения зависимости EPNL от массы для условий испытаний при взлете и снижении на посадку используют данные, утвержденные органом, ответственным за сертификацию.

4.3.2 При снижении на посадку допускается отклонение от глиссады в 3° на ±0,5°. При этом необходимая поправка на отклонение траектории от исходной не должна превышать 2 EPN дБ.

4.3.3 Суммарное значение всех необходимых поправок, связанных с отклонениями условий испытаний от исходных, не должно превышать 16 EPN дБ при взлете и 8 EPN дБ снижении на посадку.

Если значения отдельных поправок превышают 8 EPN дБ и 4 EPN дБ соответственно, то получаемые в результате уровни EPNL не должны превышать установленных в ГОСТ 17228 более чем на 2 EPN дБ.

4.3.4 Погрешность измерений определяют при каждых испытаниях, и ее утверждает орган, ответственный за сертификацию.