Статус документа
Статус документа

ГОСТ 32895-2014 Электрификация и электроснабжение железных дорог. Термины и определения

     3 Термины и определения


Общие понятия

1 железнодорожное электроснабжение: Обеспечение электрической энергией железнодорожного электроподвижного состава и нетяговых железнодорожных потребителей.

2 электрификация железных дорог: Оснащение действующих или вновь сооружаемых железнодорожных линий системой тягового электроснабжения.

3 скоростной электрифицированный (железнодорожный) участок: Электрифицированный участок железнодорожной линии, на котором обращается железнодорожный электроподвижной состав со скоростями свыше 140 до 200 км/ч.

4 высокоскоростной электрифицированный (железнодорожный) участок: Электрифицированный участок железнодорожной линии, на котором обращается железнодорожный электроподвижной состав со скоростями свыше 200 км/ч.

5 нетяговые (железнодорожные) потребители: Железнодорожные потребители электрической энергии, за исключением подвижного состава, потребляющего электроэнергию от контактной сети.

6 токосъем (токоприемником железнодорожного электроподвижного состава): Процесс передачи электрической энергии от контактного провода или контактных проводов железнодорожной контактной подвески к токоприёмнику через скользящий контакт.

en current collection

fr captage de courant

Системы тягового железнодорожного электроснабжения
     
     Общие термины


7 система (тягового железнодорожного) электроснабжения: Совокупность электроустановок, предназначенная для преобразования, распределения и передачи электрической энергии к железнодорожному электроподвижному составу.

en feeding system

fr systme d'alimentation

8 система (тягового железнодорожного) электроснабжения постоянного тока: Система тягового железнодорожного электроснабжения, в которой для передачи электроэнергии от тяговых подстанций к электроподвижному составу используется постоянный ток.

en feeding system (DC)

fr systme d'alimentation (DC)

9 система (тягового железнодорожного) электроснабжения переменного тока: Система тягового железнодорожного электроснабжения, в которой для передачи электроэнергии от тяговых подстанций к электроподвижному составу используется переменный ток.

en feeding system (AC)

fr systme d'alimentation (AC)

10 система (тягового железнодорожного) электроснабжения постоянного тока с дополнительным проводом [дополнительными проводами]: Система тягового железнодорожного электроснабжения, в которой для передачи электроэнергии от тяговых подстанций к электроподвижному составу используются один или несколько дополнительных проводов, номинальное значение напряжения в которых отличается от номинального значения напряжения в контактной сети.

11 система (тягового железнодорожного) электроснабжения постоянного тока (напряжением) 3 кВ: -

12 система (тягового железнодорожного) электроснабжения переменного тока (напряжением) 25 кВ: -

13 система (тягового железнодорожного) электроснабжения постоянного тока повышенного напряжения: Система тягового железнодорожного электроснабжения постоянного тока с дополнительным проводом с номинальным значением напряжения в контактной сети 3 кВ и номинальным значением напряжения в дополнительном проводе 6 кВ по отношению к рельсам.

14 система (тягового железнодорожного) электроснабжения переменного тока 2x25 кВ: Система тягового железнодорожного электроснабжения переменного тока с дополнительным проводом с номинальным значением напряжения в контактной сети 25 кВ и номинальным значением напряжения в дополнительном проводе 50 кВ по отношению к контактной сети.

15 система (тягового железнодорожного) электроснабжения переменного тока (напряжением) 94 кВ: Система тягового железнодорожного электроснабжения переменного тока с дополнительным проводом с номинальным значением напряжения в контактной сети 25 кВ и номинальным значением напряжения в дополнительном проводе 66 кВ по отношению к контактной сети.

16 система (тягового железнодорожного) электроснабжения переменного тока (напряжением) 25 кВ с усиливающим и экранирующим проводами: -

17 питающий провод (системы тягового железнодорожного) электроснабжения переменного тока (напряжением) 2x25 кВ: -

18 экранирующий провод (системы тягового железнодорожного) электроснабжения переменного тока (напряжением) 25 кВ с усиливающим и экранирующим проводами: Провод, расположенный на опорах железнодорожной контактной сети и включённый параллельно железнодорожной тяговой рельсовой сети.

     Стыкование систем тягового железнодорожного электроснабжения

19 станция стыкования: Железнодорожная станция на границе электрифицированных железнодорожных участков с различными системами тягового электроснабжения, имеющая одну или несколько переключаемых секций железнодорожной контактной сети.

20 переключаемая секция (железнодорожной) контактной сети: Секция железнодорожной контактной сети, на которую с целью обеспечения работы станции стыкования может подаваться напряжение различного рода тока.

en dual system track

fr voie commutable

     Явления, присущие системе тягового железнодорожного электроснабжения

21 блуждающий ток (системы тягового железнодорожного электроснабжения): Часть тока системы тягового железнодорожного электроснабжения, протекающая в грунте и подземных сооружениях.

en stray currents

fr courants vagabonds

22 уравнительный ток (системы тягового железнодорожного электроснабжения): Ток, потребляемый железнодорожной тяговой подстанцией из железнодорожной тяговой сети.

23 наведенное напряжение (в системе тягового железнодорожного электроснабжения): Электрическое напряжение, возникающее на металлических сооружениях и коммуникациях вследствие воздействия электромагнитных полей.

     Энергетическая эффективность систем железнодорожного электроснабжения

24 небаланс электроэнергии (в системе железнодорожного электроснабжения): Разница между электроэнергией, поступившей в систему железнодорожного электроснабжения извне и выработанной внутри этой системы, и электроэнергией, принятой потребителями системы железнодорожного электроснабжения.

Примечания:

1 В качестве потребителей в наиболее общем случае рассматриваются как электроподвижной состав, так и нетяговые железнодорожные потребители.

2 Факторы, приводящие к образованию разницы в показаниях средств измерений, имеют различную природу. В зависимости от этого различают техническую и коммерческую составляющие небаланса электроэнергии. Соответствующие термины приведены в статьях 29 и 30.

3 Электроэнергия, поступившая в систему железнодорожного электроснабжения вследствие стихийных процессов (например, разряда молнии), не рассматривается при определении небаланса электроэнергии.

25 небаланс электроэнергии (в системе тягового железнодорожного электроснабжения): -

26 небаланс электроэнергии (в системе железнодорожного электроснабжения нетяговых потребителей): -

27 техническая составляющая небаланса электроэнергии (в системе железнодорожного электроснабжения): Составляющая небаланса электроэнергии в системе железнодорожного электроснабжения, вызванная погрешностью средств измерений и потерями электроэнергии при ее передаче.

28 коммерческая составляющая небаланса электроэнергии (в системе железнодорожного электроснабжения): Составляющая небаланса электроэнергии в системе железнодорожного электроснабжения, вызванная несовершенством средств измерений электроэнергии, их отсутствием, неисправностью или несанкционированным отбором электроэнергии.

     Железнодорожная тяговая сеть

     Общие термины

29 (железнодорожная) тяговая сеть: Часть системы тягового железнодорожного электроснабжения, предназначенная для передачи электрической энергии от одной или нескольких тяговых подстанций к железнодорожному электроподвижному составу.

Примечание - Железнодорожная тяговая сеть в наиболее общих случаях состоит из контактной сети, тяговой рельсовой сети, питающих, отсасывающих и шунтирующих линий.

30 питающая линия (железнодорожной тяговой сети): Линия электропередачи, соединяющая распределительное устройство тяговой подстанции, поста секционирования, автотрансформаторного пункта, пункта преобразования напряжения, пункта параллельного соединения контактной сети или пункта группировки с контактной сетью.

en feeder cable
feeder

fr filrtre cble d'alimentation

31 отсасывающая линия (железнодорожной тяговой сети): Линия электропередачи, соединяющая заземленную фазу или отрицательный полюс тяговой подстанции, автотрансформаторного пункта, пункта преобразования напряжения с тяговой рельсовой сетью.

32 шунтирующая линия (железнодорожной контактной сети): Линия электропередачи, соединяющая между собой секции железнодорожной контактной сети, не являющиеся смежными.

33 межподстанционная зона (железнодорожной тяговой сети): Часть железнодорожной тяговой сети между двумя смежными тяговыми подстанциями.

34 подстанционная зона (железнодорожной тяговой сети): Часть железнодорожной тяговой сети, питающаяся от одной тяговой подстанции.

35 секционирование (железнодорожной) контактной сети [линии электропередачи]: Электрическое разделение железнодорожной контактной сети или линии электропередачи на секции.

en sectioning

fr sectionnement

36 секция (железнодорожной) контактной сети: Часть железнодорожной контактной сети, неразрывная в электрическом отношении и ограниченная изолирующими сопряжениями анкерных участков контактной подвески, секционными изоляторами или секционирующими изоляторами контактной сети.

37 секционный разъединитель (железнодорожной) контактной сети: -

38 секционирующий изолятор (железнодорожной) контактной сети: -

Железнодорожная контактная сеть

Общие термины

39 (железнодорожная) контактная сеть: Часть железнодорожной тяговой сети, предназначенная для передачи электроэнергии электроподвижному составу.

Примечание - В общем случае контактная сеть состоит из: контактной подвески, опор, гибких и жестких поперечин, консолей, фиксаторов, изоляторов, анкеровок и компенсаторов.

en overhead contact system

fr rseau de contacts

40 анкерный участок (железнодорожной контактной сети): Участок железнодорожной контактной сети, расположенный между двумя анкерными опорами контактной сети.

41 сопряжение анкерных участков (железнодорожной контактной сети): Участок железнодорожной контактной сети, обеспечивающий переход токоприемника между соседними анкерными участками.

en overlap

fr se chevaucher

42 изолирующее сопряжение анкерных участков (железнодорожной контактной сети): Сопряжение смежных анкерных участков железнодорожной контактной сети, относящихся к разным секциям контактной сети, предусматривающее их электрическую независимость.

en insulated overlap

fr sectionnement lame d'air

43 неизолирующее сопряжение анкерных участков (железнодорожной контактной сети): Сопряжение смежных анкерных участков железнодорожной контактной сети, входящих в одну и ту же секцию контактной сети, предусматривающее их электрическое соединение.

44 развернутая длина (железнодорожной) контактной сети: Суммарная длина всех анкерных участков железнодорожной контактной сети.

45 участок (железнодорожной) контактной сети: Участок железнодорожной контактной сети, имеющий одну и ту же марку проводов, одинаковое число и сечение проводов, и их расположение на опорах контактной сети.

46 нейтральная вставка (железнодорожной) контактной сети: Участок железнодорожной контактной сети, исключающий возникновение электрического контакта между соседними секциями контактной сети при проходе электроподвижного состава с поднятым токоприемником.

en neutral section

fr section de sparation

47 ригель (железнодорожной) контактной сети: Металлическая ферма, предназначенная для поддерживания проводов железнодорожной контактной сети нескольких путей.

48 электрорепеллентная защита (железнодорожной) контактной сети: Устройство, предназначенное для отпугивания птиц, использующее в своей работе наведенное напряжение.

49 изолирующая съемная вышка (железнодорожной) контактной сети: Съемная вышка с лестницами из изолирующего материала, предназначенная для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту контактной сети под напряжением с железнодорожного пути.

50 автоколебание проводов (железнодорожной) контактной сети [воздушной линии электропередачи]: Длительное устойчивое колебание проводов железнодорожной контактной сети или воздушной линии электропередачи, вызываемое гололедом и ветром.

Железнодорожная контактная подвеска

51 (железнодорожная) контактная подвеска: Провод или система проводов железнодорожной контактной сети, обеспечивающая токосъем токоприемниками электроподвижного состава.

Примечание - Все контактные подвески подразделяют на компенсированные, полукомпенсированные и некомпенсированные, простые или цепные.


Примечание - В общем случае контактная подвеска состоит из контактных проводов, несущих тросов, струн, рессорных тросов.

en contact line

fr ligne de contact

52 контактный провод (железнодорожной) контактной подвески: Провод железнодорожной контактной подвески, предназначенный для передачи и съема с него электрического тока токоприемником электроподвижного состава через скользящий контакт.

en contact wire

fr fil de contact

53 зигзаг контактного провода (железнодорожной) контактной подвески: Точка изгиба оси контактного провода железнодорожной контактной подвески в месте установки фиксатора контактного провода железнодорожной контактной подвески.

en stagger

fr dsaxement

54 несущий трос (цепной железнодорожной контактной подвески): Провод цепной железнодорожной контактной подвески, предназначенный для передачи электрического тока и подвешивания к нему на струнах контактной подвески контактного провода контактных проводов* железнодорожной контактной подвески.

en catenary

fr cble porteur longitudinal

_______________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.     

55 рессорный трос (цепной железнодорожной контактной подвески): Трос, закрепленный на несущем тросе цепной железнодорожной контактной подвески с двух сторон от точки подвеса.

en stitch wire

fr cble Y

56 компенсатор (железнодорожной) контактной подвески: Устройство, предназначенное для автоматического поддержания установленного натяжения проводов железнодорожной контактной подвески при изменении температуры и механических воздействий на провода и компенсации температурных удлинений проводов.

57 средняя анкеровка (железнодорожной) контактной подвески: Конструкция, препятствующая перемещению железнодорожной контактной подвески в пролете вдоль анкерного участка.

en mean anchoring

fr dire d'ancrage

58 трос средней анкеровки (железнодорожной) контактной подвески: Трос, предназначенный для выполнения средней анкеровки железнодорожной контактной подвески.

en rope

fr corde

59 струна (железнодорожной) контактной подвески: Элемент цепной железнодорожной контактной подвески, предназначенный для подвешивания контактного провода контактных проводов к несущему тросу несущим тросам* цепной контактной подвески или рессорному тросу.

en dropper

fr pendule (de ligne catnaire)

_______________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.     

60 электропроводящая струна (железнодорожной) контактной подвески: Струна железнодорожной контактной подвески, одновременно выполняющая функцию электрического соединения несущего троса и контактного провода железнодорожной контактной подвески.

61 простая (железнодорожная) контактная подвеска: Железнодорожная контактная подвеска, состоящая из контактного провода, закрепленного в точках подвеса.

62 цепная (железнодорожная) контактная подвеска: Железнодорожная контактная подвеска, состоящая из несущего троса или несущих тросов и контактного провода или контактных проводов, подвешенного(ых) к нему на струнах.

en overhead contact line with catenary suspension

fr ligne (aerlenne de contact) a suspension catenaire

63 компенсированная (железнодорожная) контактная подвеска: Железнодорожная контактная подвеска, провод(а) которой закреплены с одной или двух сторон анкерного участка с помощью компенсаторов.

64 некомпенсированная (железнодорожная) контактная подвеска: Железнодорожная контактная подвеска, несущий трос или несущие тросы и контактный провод или контактные провода которой закреплены с двух сторон анкерного участка сети без компенсаторов контактной подвески.

65 полукомпенсированная (железнодорожная) цепная контактная подвеска: Железнодорожная цепная контактная подвеска, несущий трос которой закреплен с двух сторон анкерного участка на анкерных опорах контактной сети без компенсаторов, а контактный провод или контактные провода - с помощью компенсаторов контактной подвески хотя бы с одной стороны.