Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р МЭК 62282-2-2014 Технологии топливных элементов. Часть 2. Модули топливных элементов

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 приемочное испытание (acceptancetest): Испытания при приемочном контроле продукции в рамках контракта для подтверждения заказчику того факта, что изделие соответствует тем или иным условиям его спецификации (IEC 60050-151:2001, 151-16-23) [1].

_____________________

Ссылки в скобках - см. Библиографию.

3.2 допустимый диапазон рабочего давления (allowable differential working pressure): Максимальный перепад давлений между отсеками анода и катода, определяемый производителем, который может выдерживать модуль топливного элемента без каких бы то ни было повреждений или безвозвратной утраты функциональных свойств.

3.3 допустимое рабочее давление (allowable working pressure): Максимальное допустимое давление, определенное производителем, которое может выдерживать модуль топливного элемента без каких бы то ни было повреждений или безвозвратной утраты функциональных свойств.

Примечание - Для модулей топливных элементов, в состав которых входят устройства сброса давления, это определение используется для определения порога установленного давления.

3.4 температура окружающей среды (ambient temperature): Температура среды, окружающей устройство, оборудование или установку, которая может оказывать воздействие на их эксплуатационные свойства.

3.5 кондиционирование (conditioning): Предваряющий этап для подготовки модулей/комплектов энергоустановки, который требуется для эксплуатации модуля топливного элемента (3.8) и который реализуется согласно инструкции производителя.

Примечание - Кондиционирование может включать в себя обратимые и/или необратимые процессы, в зависимости от технологии.

3.6 топливный элемент (fuel cell): Электрохимический источник тока, который преобразует химическую энергию топлива и окислителя в электрическую энергию (энергию постоянного тока), продукты тепла и реакции.

Примечание - Топливо и окислитель обычно хранятся вне топливного элемента и подаются в топливный элемент по мере необходимости.

3.7 блок топливного элемента (fuel cell stack): устройство, включающее в себя топливные элементы, водоотделители, охлаждающие пластины, коллекторы и опорную конструкцию, которое посредством электрохимических реакций преобразует реагенты, содержащие водород и воздух, в постоянный электрический ток, тепло и другие продукты реакции. (МЭК 62282-1:2010, 3.50) [2].

3.8 модуль топливных элементов (fuel cell module): Узел, объединяющий один или более блоков топливных элементов, иные основные и дополнительные компоненты, которые предназначены для встраивания в силовую систему.

Примечание - Модуль топливного элемента состоит из следующих основных компонентов: одного или более блоков топливных элементов, систем трубопроводов для подачи топлива, окислителя и отвода отработанных газов, электрических соединений для передачи энергии от блоков топливных элементов и средств контроля и/или управления модулем. Кроме того, модуль топливных элементов может включать в себя: средства перекачки дополнительных жидкостей и газов (например, охладителя или инертного газа), средств контроля рабочих условий, корпус или сосуды высокого давления, а также систему вентиляции.

3.9 номинальный ток (rated current): Максимальный постоянный электрический ток, указываемый производителем модуля топливных элементов, на который рассчитан модуль топливных элементов.

3.10 взаимное проникновение газов, кроссовер (crossover): Утечка топлива в среду окислителя и/или утечка окислителя в среду топлива в топливном элементе в любом направлении, обычно через электролит.

3.11 утечка газа (gas leakage): Все газы, выходящие из модуля топливных элементов, кроме отработанных, необходимо рассматривать как утечку.

Примечание - Утечка газов может происходить из:

- блока топливных элементов;

- устройств сброса давления;

- других компонентов, проводящих газ и регулирующих поток.

3.12 опасность (hazard): Потенциальный источник повреждений или ущерба, выраженный в форме физических травм у людей, порчи имущества или урона окружающей среде.

3.13 опасная зона (hazardous area): Классифицируемая зона или пространство, где присутствуют опасные вещества, состоящие из газовых сред, возгораемой пыли, воспламеняющихся волокон, либо горючих летучих жидкостей, газов, паров или их смесей в количествах, достаточных для образования взрывоопасных или возгораемых смесей.

3.14 температура деформационной теплостойкости (heat deflection temperature): Температура, при которой стандартный испытательный брусок деформируется под нагрузкой до определенного состояния.

Примечание - Используется для определения краткосрочного теплового сопротивления.

3.15 нижний предел воспламеняемости (lower flammability limit, LFL): Минимальная концентрация топлива в топливовоздушной смеси, при которой возгорание может быть инициировано от источника воспламенения.

Примечание - Топливовоздушная смесь является воспламеняемой, если возгорание может быть инициировано от источника воспламенения. Основным критерием является состав топливовоздушной смеси. Топливовоздушная смесь, в которой количество топлива меньше критического предела воспламенения, соответствует нижнему пределу воспламеняемости (LFL). Смесь, в которой количество топлива больше критического предела воспламенения, соответствует верхнему пределу воспламеняемости (UFL).