2.1. Обязанности руководителя работ перед началом работ
2.1.1. Перед выходом на работу руководитель обязан проверить наличие сигнальных принадлежностей и защитных приспособлений, убедиться в том, что заявка о выдаче предупреждений на поезда принята к исполнению; провести инструктаж о действии системы информации "Человек на пути", которая направлена на усиление контроля за соблюдением правил нахождения на пути при приближении и пропуске поезда.
2.1.2. Идти от места сбора на работу и обратно можно только в стороне от пути или по обочине земляного полотна под наблюдением руководителя работ или специально выделенного лица.
Проход к месту работ в пределах станции должен осуществляться согласно схеме служебного прохода и утвержденной местной инструкции по организации работ и обеспечению техники безопасности при очистке стрелочных переводов.
2.1.3. При перевозке путевого инструмента и материалов на двухколесных однорельсовых или одноосных тележках для сопровождения их по пути следования должны быть назначены монтеры пути в количестве, достаточном (но не менее двух человек), чтобы заблаговременно до подхода поезда снять груз и убрать с пути тележки; остальные должны идти в стороне от пути или по обочине земляного полотна.
2.1.4. При невозможности пройти в стороне от пути или по обочине (во время заносов и в других случаях) проход по пути может быть допущен с принятием следующих мер предосторожности:
на двухпутном участке следует идти навстречу правильному движению поездов;
руководитель обязан предупредить рабочих об особой осторожности и следить, чтобы рабочие шли по одному друг за другом или по два человека в ряду, не допуская отставания;
руководитель с сигналами должен находиться сзади группы, ограждая ее развернутым красным флагом, а ночью - фонарем с красным огнем (сигналами остановки). Впереди группы должен идти специально выделенный и проинструктированный монтер пути, также ограждающий группу сигналами остановки;
в условиях плохой видимости (в крутых кривых, глубоких выемках, в лесистой или застроенной местности, а также в темное время, в туман, метель) руководитель работ обязан, кроме того, выделить двух сигналистов, один из которых должен следовать впереди, а другой сзади группы на расстоянии зрительной связи, но так, чтобы приближающийся поезд был виден им на расстоянии не ближе 500 м от идущей группы, и своевременно оповещать ее звуком рожка о приближении поезда. Сигналисты должны идти с развернутыми красными флагами (ночью с фонарями с красным огнем) и ограждать идущую группу рабочих до тех пор, пока они не сойдут с пути.
2.1.5. До начала работ в случаях, предусмотрененых Инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ и настоящими Правилами, должны быть выставлены необходимые сигналы, сигнальные знаки "С" (о подаче свистка) и сигналисты.
Для предупреждения работающих о приближении поезда по соседнему пути при производстве путевых работ на одном из путей двух- или многопутного участка независимо от того, какими сигналами ограждается место работ, по соседнему пути должны устанавливаться сигнальные знаки "С" (о подаче свистка), кроме работ, при которых соседний путь ограждается сигналами остановки.
2.1.6. При производстве путевых работ в условиях плохой видимости (в крутых кривых, в глубоких выемках, лесистой местности, при наличии строений и других условий, ухудшающих видимость), при работах с инструментом (электрическим, пневматическим и др.), ухудшающим слышимость, если работа не требует ограждения сигналами остановки, руководитель работ обязан для предупреждения рабочих о приближении поездов установить технические средства оповещения; в случае отсутствия таковых - поставить со стороны плохой видимости или слышимости сигналиста со звуковым сигналом так, чтобы приближающийся поезд был виден сигналисту на расстоянии не менее 500 м от места работ при скорости до 141 км/ч.
В тех случаях, когда расстояние от места работ до сигналиста и расстояние видимости от сигналиста до приближающегося поезда в сумме составляют менее 500 м, основной сигналист ставится дальше и выставляется промежуточный сигналист также со звуковым сигналом для повторения сигналов, подаваемых основным сигналистом.
В этих случаях должны установленным порядком выдаваться на поезда предупреждения об особой бдительности и более частой подаче оповестительных сигналов.
Перечень мест с плохой видимостью и порядок ограждения места производства работ утверждаются руководством дистанции пути. Схемы ограждения должны составляться в двух экземплярах, один из которых хранится в техническом отделе предприятия, а другой вывешивается в помещении сбора рабочих.
2.1.7. Перед началом работ в темное время суток, во время тумана, метелей и т.п., когда видимость менее 800 м, необходимо принимать дополнительные меры по обеспечению безопасности работающих:
давать заявку на выдачу предупреждений, на поезда об особой бдительности и о подаче оповестительных сигналов при приближении к месту работ;
выставлять сигналистов с обеих сторон места работ для извещения рабочих о приближении поезда;
планировать работы так, чтобы фронт работ у одного руководителя бригады был не более 50 м;
на станциях и перегонах применять автоматические средства оповещения.
2.1.8. Во всех случаях при производстве работ на путях и стрелочных переводах станции руководитель работ делает соответствующую запись в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети о месте и времени производства путевых работ.
При выполнении работ по устранению внезапно возникших неисправностей запись о начале и окончании работ разрешается заменять регистрируемой в этом журнале телефонограммой, передаваемой руководителем работ дежурному по станции (на участках с диспетчерской централизацией - поездному диспетчеру) .
2.1.9. Порядок оповещения локомотивных и составительских бригад о месте производства путевых paбот, а путевых бригад - о движении поездов и маневровых составов на станции устанавливает начальник отделения дороги.
Путевые работы на горочных и сортировочных путях и на путях подгорочных парков могут производиться только во время перерыва в маневровой работе и роспуске вагонов или с закрытием пути после согласования с дежурным по станции (по горке).
Ограждение места работ должно производиться в соответствии с Инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ.
2.1.10. Перед началом работ в стесненных местах, где по обеим сторонам пути расположены высокие платформы, здания, заборы и крутые откосы выемок, а также на мостах, в тоннелях и снежных траншеях для безопасности рабочих должны быть приняты следующие меры: