7.4.1 Требования к конструкции причальных сооружений и устройств, а также нагрузкам на них - по ГОСТ Р 55561.
7.4.2 Длина причала должна обеспечивать безопасный подход, стоянку и отход (отвод) судов, а также рациональное выполнение перегрузочных работ или пассажирских операций.
Длину причала следует определять как расстояние между границами причала, измеряемое по линии кордона.
7.4.3 Длина причала должна быть не менее габаритной длины наибольшего по длине из обслуживаемых у причала судов, увеличенной на расстояние между стоящими у смежных причалов судами, необходимое для безопасного подхода, стоянки и отхода судов.
7.4.4 При необходимости перемещения судна вдоль причалов в процессе перегрузочных работ (при гидромеханизированной разгрузке, загрузке стационарными конвейерными установками и т.п.) длину причала следует увеличить на суммарное расстояние перемещения судна вдоль причала в процессе загрузки или разгрузки.
7.4.5 Расстояния между судами, необходимые для безопасного подхода судов к причалам или отхода от них в зависимости от габаритной длины и типа расчетного судна, профиля (типа) причального сооружения, а также от принятого планировочного решения следует принимать по таблице 1.
Таблица 1
Профиль или тип причального сооружения | Значения расстояния между судами для габаритной длины судов, м | |||||
самоходных | несамоходных | |||||
более 100 | 100-65 | менее 65 | более 100 | 100-65 | менее 65 | |
Вертикальная или полуоткосная набережная | 15 | 10 | 8 | 20 | 15 | 10 |
Откосная набережная с отдельными опорами | 20 | 15 | 10 | 25 | 20 | 15 |
Плавучий причал | 25 | 20 | 15 | 25 | 20 | 15 |
7.4.6 Длина причала должна корректироваться в случае расположения причала под углом к берегу или при изломе причальной линии.
7.4.7 В случае расположения на прямолинейном участке причального фронта двух судов, относимых по типу и длине к разным группам, расстояние между ними следует определять как среднее арифметическое от значений, установленных для каждого из типов судов.
7.4.8 Расстояние между двумя нефтяными причалами и расстояние между нефтяным, сухогрузным или пассажирским, служебным причалами (за исключением причалов для пожарных судов) должно быть не менее 300 м при перегрузке легковоспламеняющихся и не менее 200 м при перегрузке горючих нефти и нефтепродуктов, но во всех случаях - не менее длины наибольшего по длине из обслуживаемых у причала судов на причалах (береговых) и не менее расстояния, равного сумме длины и удвоенной ширины наибольшего по длине из обслуживаемых судов на пирсах.
7.4.9 Нефтяные причалы на судоходных реках и каналах, как правило, следует располагать ниже по течению на расстоянии:
- не менее 1000 м от рейдов и мест постоянной стоянки флота,
- не менее 300 м от мостов, водозаборов и других причалов.
Нефтяные причалы допускается располагать выше по течению:
- не менее 5000 м от рейдов и мест постоянной стоянки флота,
- не менее 3000 м от мостов, водозаборов и других причалов.
7.4.10 Расстояние между специализированными причалами для сухогрузов, а также причалами для перегрузки сухогрузов и пассажирскими причалами следует устанавливать в соответствии с санитарными, противопожарными и другими специальными требованиями. В этих случаях между грузовыми причалами, имеющими ограничения по взаимному расположению, допускается размещать другие причалы, не имеющие таких ограничений.
7.4.11 Длина причального сооружения (причальной стенки, ряда бычков или пал) должна назначаться с учетом размещения перегрузочного оборудования, швартовных и отбойных устройств.
Длину причального сооружения допускается принимать меньше длины судна. При этом расстояние от конца причального сооружения до оконечности судна не должно превышать 1/6 габаритной длины судна.
7.4.12 Длина причального сооружения одиночного причала, как правило, должна составлять не менее 2/3 длины расчетного судна.
7.4.13 Для причальных сооружений в виде бычков или пал расстояние в свету между бычками или палами необходимо принимать не более 15 м для судов длиной до 50 м и не более 25 м - для судов длиной свыше 50 м.
Для причалов тяжеловесов и других причалов кратковременного пользования расстояние в свету между бычками и палами может быть увеличено и принято равным 2/3 длины судна за вычетом удвоенной ширины (длины по причальному фронту) бычка или пала.
7.4.14 Швартовные устройства на вертикальных набережных грузовых причалов должны располагаться на расстоянии 15-20 м друг от друга в зависимости от длины причаливающих судов, а по высоте - в один или более ярусов в зависимости от амплитуды колебания уровня воды в навигационный период.
На набережных с возвышением кордона над низким судоходным уровнем до 6 м на кордоне устанавливаются швартовные тумбы, а под ними в углублении (нише) рымы с шагом по высоте 1,5-2,0 м.
На набережных с возвышением кордона над низким судоходным уровнем 6 м и более кроме тумб, устанавливаемых на кордоне, следует устраивать тумбовые ниши не реже чем через 50 м, в которых необходимо размещать тумбы на площадках через 2,0-3,5 м по высоте. В промежутках между тумбовыми нишами следует предусматривать рымы с шагом по высоте 1,5-2,0 м.