Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014 Эргономика взаимодействия человек-система. Часть 151. Руководство по проектированию пользовательских интерфейсов сети Интернет (Переиздание)

     7 Разработка информационного наполнения

7.1 Концептуальная модель информационного наполнения

7.1.1 Общие положения

Концептуальная модель пользовательского веб-интерфейса, описывающая концепции и отношения предметной области, является важной основой для определения информационного наполнения и навигационной структуры. Такая концептуальная модель может быть разработана путем анализа задач и ментальных моделей предполагаемых пользователей, а также существующих информационных структур, таких как предметные иерархии (классификации). Кроме того, на разработку соответствующей концептуальной модели могут оказать влияние различные роли пользователя (например, потребитель в противоположность коммерческому клиенту) или ожидания от использования иных систем.

7.1.2 Разработка концептуальной модели

Концептуальная модель должна основываться на задачах и ментальных моделях потенциальных пользователей или групп пользователей с применением соответствующих технологий анализа и с учетом коммуникационных целей других заинтересованных сторон, таких как поставщики информации или услуг.

Пример - В концептуальной модели интернет-магазина красные вина из Бордо являются подкатегорией красных вин, которые, в свою очередь, являются подкатегорией вин и т.д. Ввиду большой популярности вин из Бордо данная категория находится на высоком уровне навигационной структуры для привлечения внимания покупателей.

Концептуальная модель может разрабатываться рядом способов, таких как сортировка карт или составление группировочных диаграмм, и может быть отображена, к примеру, в информационной модели с помощью соответствующих технологий моделирования, например, унифицированного языка моделирования (UML) или тематических карт.

Концептуальные модели могут передаваться через соответствующие метафоры, например, при использовании раскладки газеты для обозначения важности различных статей.

7.1.3 Соответствие информационного наполнения целевой аудитории и задачам

Представленное информационное наполнение должно соответствовать назначению веб-приложения, целевой аудитории (характеризующейся различными целями, опытом, предпочтениями и т.д.) и их задачам (см. также стандарт ИСО 9241-11).

Пример - Интернет-презентация компании предоставляет обзор компетенции и продуктов компании, интересующих потенциальных покупателей. Внутренняя сеть компании, однако, сосредоточивается на описании и поддержке внутренних процессов и на обмене сотрудников опытом.

Для того чтобы предоставить соответствующее информационное наполнение, необходимо применить большое количество технологий анализа и разработки, таких как написание сценариев предполагаемого использования, отбор и систематизация тем на совместных совещаниях по разработке с привлечением потенциальных пользователей или разработка информационных моделей с различной степенью формальностей (таких как тематические сети и модели классов).

7.1.4 Полнота информационного наполнения

Информационное наполнение веб-сайта должно быть достаточно полным в отношении назначения сайта и стандартных информационных потребностей пользователя.

По ожиданиям пользователей веб-сайт должен содержать информационное наполнение, соответствующее их конкретным задачам и информационным потребностям или его большую часть. Для устоявшихся типов и жанров веб-сайтов, таких как домашние страницы поставщика компьютерной техники или туристического агентства, важными факторами, способствующими ощущаемой полноте сайта, являются представление круга тем и степень подробности, традиционно определяемой жанром.

Адекватное информационное наполнение также может предоставляться путем размещения ссылок на другие веб-сайты, содержащие данное информационное наполнение.

7.1.5 Соответствующее структурирование информационного наполнения

Чтобы добиться создания пригодных для использования навигационных структур, информационное наполнение должно быть структурировано исходя из задач и информационных потребностей пользователей, а также их ментальных моделей.

Пример - В онлайн-газете на верхнем уровне веб-сайта представлены короткие резюме текущих новостей со ссылками на полные статьи. Разделение статей на резюме и полные статьи позволяет пользователю быстро выбирать те блоки новостей, которые ему интересны, и в то же время иметь обзор всех текущих новостей.

7.1.6 Степень разделения

Блоки информационного наполнения должны иметь соответствующую степень разделения (степень детализирования), особенно, если блок информационного наполнения предназначен для использования в разных частях веб-сайта или повторного использования в различных целях.

Пример - Новостная статья представлена в виде короткого заголовка, отрывка длиной в несколько строк или многостраничного детального описания события.

7.2 Объекты и функциональные возможности информационного наполнения

7.2.1 Общие положения

На основании концептуальной модели информационного наполнения разрабатываются конкретные объекты информационного наполнения, которые могут быть представлены в виде текста, изображений, анимации или иными средствами. Объекты информационного наполнения могут быть не интерактивными, только представляющими информацию пользователю, или интерактивными, позволяющими пользователю вводить данные и использовать функциональные возможности веб-приложения.

7.2.2 Независимость информационного наполнения, структуры и представления

Информационное наполнение должно разрабатываться таким образом, чтобы была возможность легкой адаптации его представления или структуры к изменяющимся требованиям пользователя для предъявления в различных контекстах (например, интернационализация, мобильность пользователя или специальные устройства). Этого можно добиться независимостью информационного наполнения, его структуры и представления друг от друга. Независимость информационного наполнения и его функциональных возможностей, структуры и представления друг от друга способствует повышению доступности.

Пример 1 - Информационным наполнением сайта новостей, состоящим из отрывков статей, изображений и деталей новостей, можно управлять и представлять его в большом количестве разнообразных форм, например, изображения могут быть включены в текст, или доступ к ним может быть организован через ссылки, содержащиеся в аннотации. Подробный текст может показываться постоянно или только по требованию. Для экранов разных размеров могут использоваться различные стили текста.