Статус документа
Статус документа

ОДМ 218.2.047-2014 Методика оценки долговечности геосинтетических материалов, используемых в дорожном строительстве

     3 Термины, определения и обозначения


В настоящем методическом документе применяются следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 длительная деформация (long-term strain): прогнозируемая полная деформация геосинтетического материала на срок службы дорожной конструкции.

3.2 длительная прочность (long-term strength): постоянная нагрузка, приложенная к геосинтетическому материалу в течение срока службы и по прогнозу не приводящая к его разрыву.

3.3 долговечность (durability): способность геосинтетического материала на протяжении всего срока службы дорожной конструкции сопротивляться воздействию погодных, механических, химических, биологических и других возможных факторов и сохранять требуемые проектом свойства.

3.4 доступное свойство (available property): свойство дорожной конструкции, обеспеченное в данный момент времени за счет применения геосинтетического материала.

3.5 коэффициент учета (reduction factor): коэффициент (1), учитывающий влияния различных факторов в условиях эксплуатации геосинтетических материалов.

3.6 коэффициент сдвига (shift factor): смещение кривой вдоль логарифмической оси времени для того, чтобы получить единую обобщенную кривую при исходной температуре.

3.7 метод ступенчатых изотерм (stepped isothermal method): процедура, посредством которой заданные температурные ступени и время воздействия используются для ускорения изменения вязкоупругих свойств при ползучести, а напряжение и нагрузка оцениваются как функция времени.

3.8 модуль ползучести (creep modulus): отношение нагрузки при ползучести к относительному удлинению образца.

3.9 нормативная прочность при растяжении (characteristic strength): прочность при растяжении геосинтетического материала, определенная с 95% доверительной вероятностью.

3.10 расчетный срок службы (design life): время, в течение которого реальное свойство геосинтетического материала превосходит требуемое и обеспечивается выполнение геосинтетическим материалом требуемой функции в дорожной конструкции.

3.11 серия изделий (product line): однородная продукция, однородные товары, предметы или материалы, обладающие общим признаком, свойствами, качествами, показателями, однозначной идентификацией.

3.12 секущий модуль жесткости (secant stiffness): Отношение нагрузки на единицу ширины, выраженное в килоньютонах на метр, к заданному значению относительной деформации между двумя точками на диаграмме растяжения.

3.13 сдвиг экспериментальных данных (block shifting): порядок действий, при котором данные экспериментальной кривой, измеренные при одной температуре, смещаются вдоль оси времени до совпадения с данными другой экспериментальной кривой, полученной при другой температуре.

3.14 ползучесть (creep): медленное непрерывное удлинение образца под действием постоянной растягивающей нагрузки.

3.15 полный срок службы (service life): продолжительность эксплуатации геосинтетического материала до состояния, при котором доступное свойство геосинтетического материала становится равным требуемому свойству и его дальнейшая эксплуатация недопустима.

3.16 старение (aging): совокупность процессов, происходящих в геосинтетическом материале во времени при хранении или эксплуатации и приводящих к потере его первоначальных свойств и характеристик.

3.17 требуемое свойство (required property): свойство, требуемое проектом и обеспечиваемое включением геосинтетического материала в дорожную конструкцию.

Термины, относящиеся к определению геосинтетических материалов в соответствии с ГОСТ Р 55028.

В настоящем методическом документе применяются следующие обозначения:

- нормативная прочность геосинтетического материала, кН/м;

- коэффициент запаса для геосинтетического материала;

- общий коэффициент учета, учитывающий влияние факторов ухудшения свойств;

- прочность при растяжении геосинтетического материала после воздействия определенного фактора, кН/м;

- прочность при растяжении исходного материала, кН/м;

- коэффициент, учитывающий снижение прочности от механических повреждений структуры;

- коэффициент, учитывающий снижение прочности от ползучести;

- коэффициент, учитывающий снижение прочности от ухудшения свойств ниточных и сварных швов или прочности соединения элементов структуры материала;