ОДМ 218.2.047-2014
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
Методика оценки долговечности геосинтетических материалов, используемых в дорожном строительстве
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН: ООО "Мегатех инжиниринг" совместно с ООО "Центр метрологии, испытаний и стандартизации" и ООО "Роспромтекс инжиниринг"
2 ВНЕСЕН: Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения, Управлением эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства Министерства Транспорта РФ
3 ПРИНЯТ распоряжением Федерального дорожного агентства от "11" августа 2014 г. N 1473-р
4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ содержит методику оценки долговечности геосинтетических материалов, используемых в дорожном строительстве, устанавливает средства и порядок выполнения измерений.
1.2 Настоящий методический документ применим к геосинтетическим материалам, используемым в дорожном строительстве, и предназначен для использования проектными и научно-исследовательскими организациями, производителями геосинтетических материалов, организациями, выполняющими контроль объектов дорожного строительства, а также учебными институтами дорожного хозяйства.
В настоящем ОДМ использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 9.060-75 Единая система защиты от коррозии и старения. Ткани. Метод лабораторных испытаний на устойчивость к микробиологическому разрушению
ГОСТ 9.102-91 Единая система защиты от коррозии и старения. Воздействие биологических факторов на технические объекты. Термины и определения
ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 166-89 Штангенциркули. Технические условия
ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 5009-82 Шкурка шлифовальная тканевая. Технические условия
ГОСТ 6709-72 Вода дистиллированная. Технические условия
ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия
ГОСТ 8736-93 Песок для строительных работ. Технические условия
ГОСТ 10681-75 Материалы текстильные. Климатические условия для кондиционирования и испытания проб и методы их определения
ГОСТ 12423-66 Пластмассы. Условия кондиционирования и испытания образцов (проб)
ГОСТ Р 50275-92 Материалы геотекстильные. Метод отбора проб
ГОСТ Р 51372-99 Методы ускоренных испытаний на долговечность и сохраняемость при воздействии агрессивных и других специальных сред для технических изделий, материалов и систем материалов. Общие положения
ГОСТ Р 55028-2012 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Классификация, термины и определения
ГОСТ Р 55030-2012 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения прочности при растяжении
ГОСТ Р 55031-2012 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения устойчивости к ультрафиолетовому излучению
ГОСТ Р 55032-2012 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения устойчивости к многократному замораживанию и оттаиванию
ГОСТ Р 55033-2012 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения гибкости при отрицательных температурах
ГОСТ Р 55035-2012 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения устойчивости к агрессивным средам
Примечание - При пользовании настоящим методическим документом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов, составленных по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем методическом документе применяются следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 длительная деформация (long-term strain): прогнозируемая полная деформация геосинтетического материала на срок службы дорожной конструкции.
3.2 длительная прочность (long-term strength): постоянная нагрузка, приложенная к геосинтетическому материалу в течение срока службы и по прогнозу не приводящая к его разрыву.
3.3 долговечность (durability): способность геосинтетического материала на протяжении всего срока службы дорожной конструкции сопротивляться воздействию погодных, механических, химических, биологических и других возможных факторов и сохранять требуемые проектом свойства.
3.4 доступное свойство (available property): свойство дорожной конструкции, обеспеченное в данный момент времени за счет применения геосинтетического материала.
3.5 коэффициент учета (reduction factor): коэффициент (1), учитывающий влияния различных факторов в условиях эксплуатации геосинтетических материалов.
3.6 коэффициент сдвига (shift factor): смещение кривой вдоль логарифмической оси времени для того, чтобы получить единую обобщенную кривую при исходной температуре.
3.7 метод ступенчатых изотерм (stepped isothermal method): процедура, посредством которой заданные температурные ступени и время воздействия используются для ускорения изменения вязкоупругих свойств при ползучести, а напряжение и нагрузка оцениваются как функция времени.
3.8 модуль ползучести (creep modulus): отношение нагрузки при ползучести к относительному удлинению образца.
3.9 нормативная прочность при растяжении (characteristic strength): прочность при растяжении геосинтетического материала, определенная с 95% доверительной вероятностью.
3.10 расчетный срок службы (design life): время, в течение которого реальное свойство геосинтетического материала превосходит требуемое и обеспечивается выполнение геосинтетическим материалом требуемой функции в дорожной конструкции.
3.11 серия изделий (product line): однородная продукция, однородные товары, предметы или материалы, обладающие общим признаком, свойствами, качествами, показателями, однозначной идентификацией.
3.12 секущий модуль жесткости (secant stiffness): Отношение нагрузки на единицу ширины, выраженное в килоньютонах на метр, к заданному значению относительной деформации между двумя точками на диаграмме растяжения.
3.13 сдвиг экспериментальных данных (block shifting): порядок действий, при котором данные экспериментальной кривой, измеренные при одной температуре, смещаются вдоль оси времени до совпадения с данными другой экспериментальной кривой, полученной при другой температуре.
3.14 ползучесть (creep): медленное непрерывное удлинение образца под действием постоянной растягивающей нагрузки.
3.15 полный срок службы (service life): продолжительность эксплуатации геосинтетического материала до состояния, при котором доступное свойство геосинтетического материала становится равным требуемому свойству и его дальнейшая эксплуатация недопустима.
3.16 старение (aging): совокупность процессов, происходящих в геосинтетическом материале во времени при хранении или эксплуатации и приводящих к потере его первоначальных свойств и характеристик.
3.17 требуемое свойство (required property): свойство, требуемое проектом и обеспечиваемое включением геосинтетического материала в дорожную конструкцию.
Термины, относящиеся к определению геосинтетических материалов в соответствии с ГОСТ Р 55028.
В настоящем методическом документе применяются следующие обозначения:
- нормативная прочность геосинтетического материала, кН/м;
- коэффициент запаса для геосинтетического материала;
- общий коэффициент учета, учитывающий влияние факторов ухудшения свойств;
- прочность при растяжении геосинтетического материала после воздействия определенного фактора, кН/м;
- прочность при растяжении исходного материала, кН/м;
- коэффициент, учитывающий снижение прочности от механических повреждений структуры;
- коэффициент, учитывающий снижение прочности от ползучести;
- коэффициент, учитывающий снижение прочности от ухудшения свойств ниточных и сварных швов или прочности соединения элементов структуры материала;
- коэффициент, учитывающий снижение прочности от атмосферных воздействий;
- коэффициент, учитывающий снижение прочности от воздействия агрессивных сред;
- коэффициент, учитывающий снижение прочности от воздействия микроорганизмов;
- коэффициент, учитывающий снижение прочности от морозостойкости;
- относительное удлинение образца в момент времени , %;
- относительное удлинение образца в начале измерений при 1 ч;
- срок службы, ч;
- технически обоснованный уровень максимального удлинения, %;
- модуль ползучести при растяжении, кН/м;
- нагрузка на единицу ширины, кН/м;
- относительное удлинение (безразмерное), наблюдаемое в момент времени ;
- сохранение прочности образцов после испытаний на устойчивость к атмосферным воздействиям;
- коэффициент биологической активности испытательного грунта.
4.1 Настоящая методика предназначена для оценки долговечности геосинтетических материалов на протяжении их срока службы в элементе дорожной конструкции.
4.2 В методике приводятся основные положения по оценке изменения основных функциональных свойств геосинтетических материалов с учетом их структуры, происхождения, используемого сырья, производственных процессов, физических и химических сред, условий хранения и монтажа, действующих нагрузок.
4.3 Данные, полученные в результате применения настоящей методики, могут использоваться для прогнозирования изменения свойств геосинтетических материалов с течением времени и сравнительного анализа свойств различных типов геосинтетических материалов.