РБ-098-14
РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПЛОМБ В СИСТЕМЕ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ"
Дата введения 2014-08-18
Введено в действие с 18 августа 2014 г.
Настоящее Рководство по безопасности разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля ядерных материалов" (НП-030-12), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 апреля 2012 г. N 255 (зарегистрирован Минюстом России 17 августа 2012 г., регистрационный N 25210; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2012, N 44).
Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по применению пломб в учете и контроле ядерных материалов на объектах использования атомной энергии.
Действие настоящего Руководства по безопасности распространяется на деятельность по учету и контролю ядерных материалов, состоящих на учете в системе государственного учета и контроля ядкерных материалов.
Выпускается впервые.
________________
Разработано коллективом авторов в составе: Петровский Н.П., Гареев М.Д., Субботин Е.П., Кушневский Л.Н., Аникина Т.М., (ФБУ "НТЦ ЯРБ"), Боков Д.А. (Ростехнадзор).
1. Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по применению пломб в системе учета и контроля ядерных материалов" (РБ-098-14) (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля ядерных материалов" (НП-030-12), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 апреля 2012 г. N 255 (зарегистрирован Минюстом России 17 августа 2012 г., регистрационный N 25210; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2012, N 44) (далее - Основные правила).
2. Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по применению пломб в учете и контроле ядерных материалов (далее - ЯМ) на объектах использования атомной энергии.
3. Действие настоящего Руководства по безопасности распространяется на деятельность по учету и контролю ЯМ, состоящих на учете в системе государственного учета и контроля ЯМ.
4. Настоящее Руководство по безопасности предназначено для работников, осуществляющих учет и контроль ЯМ, ответственных за учет и контроль ЯМ, участвующих в разработке документов по учету и контролю, специалистов службы учета и контроля ЯМ организации, а также специалистов по применению пломб в организации.
5. Требования федеральных норм и правил в области использования атомной энергии могут быть выполнены с использованием иных способов (методов), чем те, которые содержатся в настоящем Руководстве по безопасности, при обоснованности выбранных способов (методов) для обеспечения безопасности.
6. Для сохранения и поддержания актуальности имеющейся информации о ЯМ в системе учета и контроля, индикации возможного несанкционированного доступа к ЯМ рекомендуется проводить организационно-технические мероприятия, обеспечивающие контроль доступа к ЯМ и местам их хранения. К этим мероприятиям относятся организационные мероприятия и применение средств контроля доступа к ЯМ, а также их комбинации. Средства контроля доступа к ЯМ включают в себя пломбы и системы наблюдения.
7. Основными целями применения пломб являются:
обеспечение выявления несанкционированного доступа к ЯМ, перемещения или замены объекта пломбирования;
снижение расходов на применение комплекса технических и организационных мер учета и контроля ЯМ;
снижение дозовых нагрузок на работников.
8. Обращение с пломбами является составной частью системы государственного учета и контроля ЯМ и предполагает проведение организационных мероприятий, направленных на обеспечение:
рационального распределения обязанностей между персоналом, осуществляющим учет и контроль ЯМ в организации, зонах баланса материалов (далее - ЗБМ);
единого подхода к процедурам применения пломб в организации в целях учета и контроля ЯМ, создание единой системы пломбирования;
организационно-методического руководства, включая разработку документов, регламентирующих деятельность по применению пломб и определяющих функции, обязанности и права служб, должностных лиц;
контроля качества применения пломб в организации.
9. Заказ пломб, их получение, хранение, применение (установка, снятие и контроль) и утилизацию (далее - обращение с пломбами) рекомендуется осуществлять в соответствии с программой применения пломб в организации. Эта программа разрабатывается на основании требований федеральных и отраслевых нормативных документов, включая национальные стандарты, и утверждается руководителем организации или лицом, им уполномоченным (далее - руководитель организации). Рекомендуемое содержание программы применения пломб в организации приведено в приложении N 1 к настоящему Руководству по безопасности.
В организации, осуществляющей обращение с ЯМ, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, может быть разработана объединенная программа применения пломб.
10. Приказом руководителя организации рекомендуется назначать:
лицо, ответственное за организацию системы пломбирования в организации;
лиц, ответственных за заказ, получение, хранение, утилизацию, входной контроль, выдачу и учет пломб в организации (также возможно возложение соответствующих обязанностей на отдельное подразделение);
лиц, ответственных за учет и хранение пломб в ЗБМ;
ответственных исполнителей (лиц, которым поручено применение пломб в ЗБМ).
11. На лицо, ответственное за организацию системы пломбирования в организации, рекомендуется возлагать:
координацию работ по обращению с пломбами в организации;
контроль качества применения пломб на уровне организации, включающий анализ и контроль выполнения программы применения пломб, ее соответствия требованиям нормативных документов.
12. На лицо, ответственное за заказ, получение, хранение, входной контроль, выдачу и учет пломб в организации, рекомендуется возлагать выполнение следующих функций:
формирование и обеспечение заказа пломб;
участие в приемке/получении, входном контроле пломб;
ведение журнала учета пломб в организации (рекомендуемый образец журнала учета пломб в организации приведен в приложении N 2 к настоящему Руководству по безопасности);
централизованное хранение пломб, утилизацию, выдачу пломб в ЗБМ;
подготовку предложений по пересмотру программы применения пломб;
централизованную утилизацию не прошедших входной контроль, использованных и поврежденных при установке пломб.
13. На лиц, ответственных за учет и хранение пломб в ЗБМ, рекомендуется возлагать:
ведение учета хранящихся в ЗБМ пломб, не установленных и установленных на объекты пломбирования, а также снятых пломб до передачи лицу, ответственному за заказ, получение, хранение, утилизацию, входной контроль, выдачу и учет пломб в организации;
ведение журнала учета пломб в ЗБМ (рекомендуемый образец журнала учета пломб в ЗБМ приведен в приложении N 3 к настоящему Руководству по безопасности);
подготовку предложений по формированию заказа достаточного количества пломб;
выдачу пломб для применения ответственным исполнителям в ЗБМ;
контроль установленных пломб.
14. Ответственные исполнители в ЗБМ получают пломбы от лица, ответственного за их учет и хранение в ЗБМ, осуществляют установку, контроль, снятие пломб и передачу снятых пломб лицу, ответственному за учет и хранение пломб в ЗБМ. Все указанные действия рекомендуется фиксировать в журнале учета установки и снятия пломб в ЗБМ, образец которого приведен в приложении N 4 к настоящему Руководству по безопасности.
15. В документах по применению пломб рекомендуется определить объекты пломбирования. В качестве объектов применения пломб рекомендуется выбирать:
упаковочные комплекты (емкости, баллоны, контейнеры и пр.) с ЯМ, транспортные упаковочные комплекты;
двери, люки помещений, боксов с ЯМ, "горячих" камер;
двери, ворота пунктов хранения ЯМ;
двери, люки грузовых отсеков транспортных средств, перевозящих ЯМ;
оборудование, из которого возможно извлечение ЯМ;
другое оборудование, без которого обращение с ЯМ невозможно либо затруднено;
металлические шкафы и сейфы, в которых хранятся пломбы, пломбиры.
16. Перечень и описание объектов пломбирования в организации рекомендуется включать в программу применения пломб. Также в программу рекомендуется внести перечень объектов, из которых ЯМ не могут быть извлечены без нарушения целостности учетной единицы, причем целостность таких единиц обеспечивается их конструкцией и может быть подтверждена путем визуального осмотра или с помощью контрольно-измерительных приборов.
17. При выборе типов пломб для конкретного объекта рекомендуется учитывать условия использования пломб, хранения и использования объекта пломбирования (такие как повышенная или пониженная температура и колебания температуры, влажность, атмосферное давление, радиоактивность, погодные условия, частота доступа или использования). Также рекомендуется учитывать стойкость пломб к возможностям фальсификации и вскрытия без нарушения целостности, с учетом категории ЯМ в ЗБМ.
18. Организации рекомендуется обеспечить приобретение достаточного количества пломб с учетом выполнения текущих работ с ЯМ и создания необходимого резерва в соответствии с установленным порядком закупок.
19. При приобретении пломб рекомендуется удостовериться в наличии на них сертификатов соответствия требованиям национальных стандартов Российской Федерации.
20. Рекомендуется получить от изготовителя гарантии того, что пломбы с идентичными идентификационными признаками (номер, штрих-код, маркировка, логотип организации), предназначенные для использования в ЗБМ с ЯМ категорий 1 и 2, не будут изготовлены и поставлены другому заказчику.
21. Пломбы, поступившие в организацию, рекомендуется подвергать входному контролю на соответствие условиям поставки. Входной контроль рекомендуется осуществлять комиссионным порядком. При этом в состав комиссии рекомендуется включать лицо, ответственное за заказ, получение, хранение, утилизацию, входной контроль, выдачу и учет пломб в организации, лиц, ответственных за учет и хранение пломб в ЗБМ, представителей отдела технического контроля (при наличии).
22. При проведении входного контроля рекомендуется проверять:
целостность упаковки, наличие и четкость этикеток, транспортной маркировки;
соответствие информации, указанной на этикетках упаковки и в паспорте на партию пломб (наименование изготовителя, тип пломб, дата изготовления, количество изделий, диапазон идентификационных номеров, отметка о приемке пломб техническим контролем изготовителя), данным, приведенным в накладной;
количество пломб в упаковке;
внешний вид пломб (на наличие трещин, сколов, деформаций) и маркировку (состав по технической документации, место нанесения, считываемость и не повторяемость идентификационного номера).
Рекомендуется проводить выборочный контроль пломб, включающий контроль габаритных размеров пломб, маркировки, работоспособности механизма запирания (метод отбора выборки рекомендуется проводить согласно ГОСТ 18321-73).
23. Результаты входного контроля рекомендуется оформлять актом установленной в организации формы, утверждаемым лицом, ответственным за организацию системы пломбирования в организации. Номер акта рекомендуется заносить в журнал учета пломб в организации. Рекомендуемый образец акта входного контроля пломб приведен в приложении N 5 к настоящему Руководству по безопасности.
24. Партию пломб, не прошедшую входной контроль, рекомендуется возвратить изготовителю для замены с оформлением рекламации (претензии) в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Пломбы, пришедшие в негодность в ходе испытаний, рекомендуется утилизировать в установленном порядке.
25. Пломбы, признанные пригодными для применения, рекомендуется поставить на учет и хранить централизованно вместе с сопроводительной документацией, в том числе с копией сертификата соответствия, в условиях, исключающих несанкционированный доступ к ним.
26. Выдачу пломб в ЗБМ рекомендуется оформлять документально в соответствии с установленным в организации порядком (накладной, актом или требованием).
27. В ЗБМ неиспользованные пломбы рекомендуется хранить в условиях, исключающих несанкционированный доступ к ним. Рекомендуется ограничивать запас пломб, хранящихся в ЗБМ, необходимым количеством, требуемым для работы с ЯМ в течение установленного промежутка времени.
28. Пломбы с уникальными идентификационными признаками, используемые в случаях, указанных в пункте 33 Основных правил, рекомендуется также применять к ЯМ любых категорий при их передачах между организациями.
29. Рекомендуется фиксировать документально все операции по установке, контролю, снятию и передаче на утилизацию пломб в ЗБМ в журнале учета установки и снятия пломб в ЗБМ.
30. Установку пломб рекомендуется производить согласно технической документации на них с условием обеспечения возможности контроля. Пломбы, поврежденные при установке или хранении, рекомендуется передавать лицу, ответственному в ЗБМ за хранение пломб, для последующей их утилизации.
31. Контроль установленных пломб рекомендуется осуществлять следующим лицам: ответственному за учет и хранение пломб в ЗБМ, ответственным исполнителям (материально ответственным лицам), представителям службы учета и контроля ЯМ организации по установленному графику. Периодический контроль установленных пломб в ЗБМ выполняется таким образом, чтобы его частота была выше, чем частота физических инвентаризаций ЯМ в данной ЗБМ.