Статус документа
Статус документа


РБ-098-14



РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПЛОМБ В СИСТЕМЕ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ"


Дата введения 2014-08-18

УТВЕРЖДЕНО приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 18 августа 2014 N 366

Введено в действие с 18 августа 2014 г.


Настоящее Рководство по безопасности разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля ядерных материалов" (НП-030-12), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 апреля 2012 г. N 255 (зарегистрирован Минюстом России 17 августа 2012 г., регистрационный N 25210; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2012, N 44).

Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по применению пломб в учете и контроле ядерных материалов на объектах использования атомной энергии.

Действие настоящего Руководства по безопасности распространяется на деятельность по учету и контролю ядерных материалов, состоящих на учете в системе государственного учета и контроля ядкерных материалов.

Выпускается впервые.

________________

Разработано коллективом авторов в составе: Петровский Н.П., Гареев М.Д., Субботин Е.П., Кушневский Л.Н., Аникина Т.М., (ФБУ "НТЦ ЯРБ"), Боков Д.А. (Ростехнадзор).

I. Общие положения

1. Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по применению пломб в системе учета и контроля ядерных материалов" (РБ-098-14) (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля ядерных материалов" (НП-030-12), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 апреля 2012 г. N 255 (зарегистрирован Минюстом России 17 августа 2012 г., регистрационный N 25210; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2012, N 44) (далее - Основные правила).

2. Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по применению пломб в учете и контроле ядерных материалов (далее - ЯМ) на объектах использования атомной энергии.

3. Действие настоящего Руководства по безопасности распространяется на деятельность по учету и контролю ЯМ, состоящих на учете в системе государственного учета и контроля ЯМ.

4. Настоящее Руководство по безопасности предназначено для работников, осуществляющих учет и контроль ЯМ, ответственных за учет и контроль ЯМ, участвующих в разработке документов по учету и контролю, специалистов службы учета и контроля ЯМ организации, а также специалистов по применению пломб в организации.

5. Требования федеральных норм и правил в области использования атомной энергии могут быть выполнены с использованием иных способов (методов), чем те, которые содержатся в настоящем Руководстве по безопасности, при обоснованности выбранных способов (методов) для обеспечения безопасности.

II. Организация обращения с пломбами

6. Для сохранения и поддержания актуальности имеющейся информации о ЯМ в системе учета и контроля, индикации возможного несанкционированного доступа к ЯМ рекомендуется проводить организационно-технические мероприятия, обеспечивающие контроль доступа к ЯМ и местам их хранения. К этим мероприятиям относятся организационные мероприятия и применение средств контроля доступа к ЯМ, а также их комбинации. Средства контроля доступа к ЯМ включают в себя пломбы и системы наблюдения.

7. Основными целями применения пломб являются:

обеспечение выявления несанкционированного доступа к ЯМ, перемещения или замены объекта пломбирования;

снижение расходов на применение комплекса технических и организационных мер учета и контроля ЯМ;

снижение дозовых нагрузок на работников.

8. Обращение с пломбами является составной частью системы государственного учета и контроля ЯМ и предполагает проведение организационных мероприятий, направленных на обеспечение:

рационального распределения обязанностей между персоналом, осуществляющим учет и контроль ЯМ в организации, зонах баланса материалов (далее - ЗБМ);

единого подхода к процедурам применения пломб в организации в целях учета и контроля ЯМ, создание единой системы пломбирования;

организационно-методического руководства, включая разработку документов, регламентирующих деятельность по применению пломб и определяющих функции, обязанности и права служб, должностных лиц;

контроля качества применения пломб в организации.

9. Заказ пломб, их получение, хранение, применение (установка, снятие и контроль) и утилизацию (далее - обращение с пломбами) рекомендуется осуществлять в соответствии с программой применения пломб в организации. Эта программа разрабатывается на основании требований федеральных и отраслевых нормативных документов, включая национальные стандарты, и утверждается руководителем организации или лицом, им уполномоченным (далее - руководитель организации). Рекомендуемое содержание программы применения пломб в организации приведено в приложении N 1 к настоящему Руководству по безопасности.

В организации, осуществляющей обращение с ЯМ, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, может быть разработана объединенная программа применения пломб.

10. Приказом руководителя организации рекомендуется назначать:

лицо, ответственное за организацию системы пломбирования в организации;

лиц, ответственных за заказ, получение, хранение, утилизацию, входной контроль, выдачу и учет пломб в организации (также возможно возложение соответствующих обязанностей на отдельное подразделение);

лиц, ответственных за учет и хранение пломб в ЗБМ;

ответственных исполнителей (лиц, которым поручено применение пломб в ЗБМ).

11. На лицо, ответственное за организацию системы пломбирования в организации, рекомендуется возлагать:

координацию работ по обращению с пломбами в организации;

контроль качества применения пломб на уровне организации, включающий анализ и контроль выполнения программы применения пломб, ее соответствия требованиям нормативных документов.

12. На лицо, ответственное за заказ, получение, хранение, входной контроль, выдачу и учет пломб в организации, рекомендуется возлагать выполнение следующих функций:

формирование и обеспечение заказа пломб;

участие в приемке/получении, входном контроле пломб;

ведение журнала учета пломб в организации (рекомендуемый образец журнала учета пломб в организации приведен в приложении N 2 к настоящему Руководству по безопасности);

централизованное хранение пломб, утилизацию, выдачу пломб в ЗБМ;

подготовку предложений по пересмотру программы применения пломб;

централизованную утилизацию не прошедших входной контроль, использованных и поврежденных при установке пломб.

13. На лиц, ответственных за учет и хранение пломб в ЗБМ, рекомендуется возлагать:

ведение учета хранящихся в ЗБМ пломб, не установленных и установленных на объекты пломбирования, а также снятых пломб до передачи лицу, ответственному за заказ, получение, хранение, утилизацию, входной контроль, выдачу и учет пломб в организации;

ведение журнала учета пломб в ЗБМ (рекомендуемый образец журнала учета пломб в ЗБМ приведен в приложении N 3 к настоящему Руководству по безопасности);

подготовку предложений по формированию заказа достаточного количества пломб;

выдачу пломб для применения ответственным исполнителям в ЗБМ;

контроль установленных пломб.

14. Ответственные исполнители в ЗБМ получают пломбы от лица, ответственного за их учет и хранение в ЗБМ, осуществляют установку, контроль, снятие пломб и передачу снятых пломб лицу, ответственному за учет и хранение пломб в ЗБМ. Все указанные действия рекомендуется фиксировать в журнале учета установки и снятия пломб в ЗБМ, образец которого приведен в приложении N 4 к настоящему Руководству по безопасности.

15. В документах по применению пломб рекомендуется определить объекты пломбирования. В качестве объектов применения пломб рекомендуется выбирать:

упаковочные комплекты (емкости, баллоны, контейнеры и пр.) с ЯМ, транспортные упаковочные комплекты;

двери, люки помещений, боксов с ЯМ, "горячих" камер;

двери, ворота пунктов хранения ЯМ;

двери, люки грузовых отсеков транспортных средств, перевозящих ЯМ;

оборудование, из которого возможно извлечение ЯМ;

другое оборудование, без которого обращение с ЯМ невозможно либо затруднено;

металлические шкафы и сейфы, в которых хранятся пломбы, пломбиры.

16. Перечень и описание объектов пломбирования в организации рекомендуется включать в программу применения пломб. Также в программу рекомендуется внести перечень объектов, из которых ЯМ не могут быть извлечены без нарушения целостности учетной единицы, причем целостность таких единиц обеспечивается их конструкцией и может быть подтверждена путем визуального осмотра или с помощью контрольно-измерительных приборов.

17. При выборе типов пломб для конкретного объекта рекомендуется учитывать условия использования пломб, хранения и использования объекта пломбирования (такие как повышенная или пониженная температура и колебания температуры, влажность, атмосферное давление, радиоактивность, погодные условия, частота доступа или использования). Также рекомендуется учитывать стойкость пломб к возможностям фальсификации и вскрытия без нарушения целостности, с учетом категории ЯМ в ЗБМ.

III. Заказ, приобретение и входной контроль пломб

18. Организации рекомендуется обеспечить приобретение достаточного количества пломб с учетом выполнения текущих работ с ЯМ и создания необходимого резерва в соответствии с установленным порядком закупок.

19. При приобретении пломб рекомендуется удостовериться в наличии на них сертификатов соответствия требованиям национальных стандартов Российской Федерации.

20. Рекомендуется получить от изготовителя гарантии того, что пломбы с идентичными идентификационными признаками (номер, штрих-код, маркировка, логотип организации), предназначенные для использования в ЗБМ с ЯМ категорий 1 и 2, не будут изготовлены и поставлены другому заказчику.

21. Пломбы, поступившие в организацию, рекомендуется подвергать входному контролю на соответствие условиям поставки. Входной контроль рекомендуется осуществлять комиссионным порядком. При этом в состав комиссии рекомендуется включать лицо, ответственное за заказ, получение, хранение, утилизацию, входной контроль, выдачу и учет пломб в организации, лиц, ответственных за учет и хранение пломб в ЗБМ, представителей отдела технического контроля (при наличии).

22. При проведении входного контроля рекомендуется проверять:

целостность упаковки, наличие и четкость этикеток, транспортной маркировки;

соответствие информации, указанной на этикетках упаковки и в паспорте на партию пломб (наименование изготовителя, тип пломб, дата изготовления, количество изделий, диапазон идентификационных номеров, отметка о приемке пломб техническим контролем изготовителя), данным, приведенным в накладной;

количество пломб в упаковке;

внешний вид пломб (на наличие трещин, сколов, деформаций) и маркировку (состав по технической документации, место нанесения, считываемость и не повторяемость идентификационного номера).

Рекомендуется проводить выборочный контроль пломб, включающий контроль габаритных размеров пломб, маркировки, работоспособности механизма запирания (метод отбора выборки рекомендуется проводить согласно ГОСТ 18321-73).

23. Результаты входного контроля рекомендуется оформлять актом установленной в организации формы, утверждаемым лицом, ответственным за организацию системы пломбирования в организации. Номер акта рекомендуется заносить в журнал учета пломб в организации. Рекомендуемый образец акта входного контроля пломб приведен в приложении N 5 к настоящему Руководству по безопасности.

24. Партию пломб, не прошедшую входной контроль, рекомендуется возвратить изготовителю для замены с оформлением рекламации (претензии) в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Пломбы, пришедшие в негодность в ходе испытаний, рекомендуется утилизировать в установленном порядке.

25. Пломбы, признанные пригодными для применения, рекомендуется поставить на учет и хранить централизованно вместе с сопроводительной документацией, в том числе с копией сертификата соответствия, в условиях, исключающих несанкционированный доступ к ним.

IV. Установка, контроль, снятие и утилизация пломб

26. Выдачу пломб в ЗБМ рекомендуется оформлять документально в соответствии с установленным в организации порядком (накладной, актом или требованием).

27. В ЗБМ неиспользованные пломбы рекомендуется хранить в условиях, исключающих несанкционированный доступ к ним. Рекомендуется ограничивать запас пломб, хранящихся в ЗБМ, необходимым количеством, требуемым для работы с ЯМ в течение установленного промежутка времени.

28. Пломбы с уникальными идентификационными признаками, используемые в случаях, указанных в пункте 33 Основных правил, рекомендуется также применять к ЯМ любых категорий при их передачах между организациями.

29. Рекомендуется фиксировать документально все операции по установке, контролю, снятию и передаче на утилизацию пломб в ЗБМ в журнале учета установки и снятия пломб в ЗБМ.

30. Установку пломб рекомендуется производить согласно технической документации на них с условием обеспечения возможности контроля. Пломбы, поврежденные при установке или хранении, рекомендуется передавать лицу, ответственному в ЗБМ за хранение пломб, для последующей их утилизации.

31. Контроль установленных пломб рекомендуется осуществлять следующим лицам: ответственному за учет и хранение пломб в ЗБМ, ответственным исполнителям (материально ответственным лицам), представителям службы учета и контроля ЯМ организации по установленному графику. Периодический контроль установленных пломб в ЗБМ выполняется таким образом, чтобы его частота была выше, чем частота физических инвентаризаций ЯМ в данной ЗБМ.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs