Обозначения и описания физических величин, используемых в области подшипников качения, приведены в таблицах 1-10.
Таблица 1 - Основные обозначения
Показатель | Основное обозначение | Физическая величина |
Геометрическая | А | ширина корпуса |
В | ширина | |
высота тугого кольца | ||
С | ширина наружного кольца | |
высота свободного кольца | ||
D | наружный диаметр | |
диаметр элемента наружного или свободного кольца, за исключением диаметра дорожки качения | ||
диаметр элемента посадочного места подшипника | ||
d | диаметр отверстия | |
диаметр элемента внутреннего или тугого кольца, за исключением диаметра дорожки качения | ||
Е | диаметр дорожки качения наружного кольца | |
F | диаметр дорожки качения внутреннего кольца | |
G | обозначение резьбы | |
Н | эксцентриситет | |
высота центра корпуса | ||
J | межцентровое расстояние отверстий под болты | |
L | длина корпуса или ролика | |
I | длина резьбы | |
N | геометрические характеристики отверстия под болт | |
r | координата, радиус фаски | |
радиус (желоба) | ||
s | толщина (кольца упорного подшипника) | |
Т | ширина (в сборе) | |
высота | ||
Отклонение, точность вращения | К | радиальное биение |
разностенность | ||
S | осевое биение | |
разностенность (упорный подшипник) | ||
V | непостоянство | |
отклонение от номинального значения | ||
Нагрузка и ресурс | С | грузоподъемность |
F | нагрузка на подшипник | |
L | ресурс | |
Р | эквивалентная нагрузка | |
Q | нагрузка на тело качения | |
Другой | G | внутренний зазор |
i | число рядов тел качения | |
Z | число тел качения в ряду | |
угол контакта или угол уклона |
Таблица 2 - Подстрочные индексы
Показатель | Подстрочный индекс | Описание |
Основной | е | эффективный |
m | среднее арифметическое | |
max | верхний предел | |
min | нижний предел | |
р | плоскость, в которой проводится измерение | |
s | единичный или действительный | |
0 | статический (ноль) | |
Направление | а | осевое |
r | радиальное | |
Деталь, элемент или особенность | а | в сборе |
а, b, с, ... | буквенный идентификатор, когда применяется более одного диаметра к плотно сопряженным деталям (например, вал, корпус, прокладка, втулка) | |
с | сепаратор | |
D | по наружной поверхности | |
d | по поверхности отверстия | |
е | наружное или свободное кольцо | |
i | внутреннее или тугое кольцо | |
w | тело качения | |
1, 2, 3, ... | числовой идентификатор, когда применяется более одного диаметра, одной ширины или высоты преимущественно к сопряженным деталям (например, свободное самоустанавливающееся кольцо, сферическое подкладное кольцо, стопорное пружинное кольцо, приставной бортик) | |
Ресурс | а | скорректированный |
h | время, часы | |
m | модифицированный | |
n | вероятность отказа, соответствующая (100-n)% надежности | |
10 | надежность 90% (n=10) | |
50 | надежность 50% (n=50) | |
Другой | L | партия или партия группы |
Примечание - Относительно подстрочных индексов см. 4.4. |
Таблица 3 - Размеры и геометрические характеристики подшипников и колец