ГОСТ Р 56100-2014
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ
Система информационного обеспечения реабилитационных учреждений
Rehabilitation of invalids. System of information support for rehabilitation facilities
ОКС 03.080.30
Дата введения 2015-07-01
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им.Г.А.Альбрехта" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (ФГБУ "СПб НЦЭПР им.Г.А.Альбрехта" Минтруда России) и Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 "Технические средства для инвалидов"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 сентября 2014 г. N 1036-ст
4 В настоящем стандарте реализованы нормы федеральных законов Российской Федерации:
- от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
- от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
- от 8 июля 2006 г*. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: от 27.07.2006 г, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2020 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящий стандарт устанавливает требования к системе информационного обеспечения реабилитационных учреждений, ее структуре и функциям, автоматизированным рабочим местам, внедрению.
Настоящий стандарт предназначен для применения разработчиками и пользователями систем информационного обеспечения реабилитационных учреждений, федеральными органами исполнительной власти, субъектами хозяйственной деятельности, техническими комитетами по стандартизации, общественными объединениями и заинтересованными лицами.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 34.201 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем
ГОСТ 34.601 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 система (далее - Система): Автоматизированная система информационного обеспечения реабилитационных учреждений.
3.1.2 хранилище данных: Совокупность баз данных, доступных пользователям корпоративной информационно-справочной системы.
3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
АРМ - автоматизированное рабочее место;
ИПР - индивидуальная программа реабилитации инвалида;
ПРП - программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
СУБД - система управления базами данных;
ФКУ МСЭ - Федеральное казенное учреждение медико-социальной экспертизы.
4.1 Стандартизацию информационных технологий в сфере реабилитации осуществляют в целях повышения безопасности и качества реабилитации населения в соответствии с законодательной и нормативной базами Российской Федерации, нормами международного права и международными стандартами.
4.2 Стандартизация информационных технологий в сфере реабилитации должна способствовать решению следующих задач:
- повышению уровня безопасности жизни и здоровья граждан, а также имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- подтверждению соответствия процессов, работ, услуг или иных объектов реабилитационных учреждений действующим национальным стандартам и условиям договоров;
- обеспечению разработки и поставки высококачественной продукции, процессов, работ или иных объектов для нужд реабилитационных учреждений;
- обеспечению информационной и технической совместимости различных объектов, применяемых в сфере реабилитации;
- разработке новых технологий, технических и программных средств и систем, соответствующих лучшим мировым образцам;
- развитию и применению новых форм реабилитации, основанных на управлении знаниями;
- повышению качества управления и эффективности использования ресурсов в реабилитационных учреждениях, в сети реабилитационных учреждений субъектов Российской Федерации и в Российской Федерации в целом;
- развитию международного сотрудничества и интеграции в мировую систему оценки состояния людей с ограниченными возможностями и разработки программ реабилитации для них.
4.3 Настоящий стандарт призван обеспечить согласованное ускоренное развитие информационного обеспечения реабилитационных учреждений.
4.4 Стандартизацию системы информационного обеспечения реабилитационных учреждений осуществляют по следующим направлениям:
- структура информационного обеспечения реабилитации населения на федеральном уровне;
- структура информационного обеспечения реабилитации населения на уровне субъекта Российской Федерации;
- система информационного обеспечения реабилитационных учреждений;
- система автоматизированных рабочих мест специалистов;
- общие принципы взаимодействия внутри реабилитационного учреждения;
- общие принципы взаимодействия с другими организациями, участвующими в предоставлении социальной поддержки населению;
- требования к печатным формам и электронным форматам входных и выходных документов документооборота в реабилитационных учреждениях.
5.1 Внедрение новой формы работы реабилитационных учреждений, а именно их автоматизация, требует соответствующей организационной и нормативно-методической поддержки. Одним из наиболее сложных и необходимых этапов этой работы является изменение технологии работы реабилитационных учреждений с целью обеспечения процесса комплексной непрерывной реабилитации инвалидов.
5.2 Система информационного обеспечения реабилитационных учреждений должна обеспечить автоматизацию их деятельности и информационную поддержку специалистов в режиме реального времени.
5.3 В процессе реабилитации и разработки программ реабилитации Система должна обеспечить создание единого информационного пространства реабилитационных учреждений на уровне как субъектов Российской Федерации, так и Российской Федерации в целом. Система должна поддерживать текущий документооборот с учетом местных условий, формирование банков данных реабилитируемых лиц и их социальных потребностей, разработку и контроль выполнения программ реабилитации.
5.4 Специалисты реабилитационных учреждений должны регистрировать в Системе первичную информацию о лицах, нуждающихся в реабилитации, и их потребностях по результатам обследования, разработанные ИПР и ПРП, и данные о выполнении отдельных реабилитационных мероприятий. Данные об очередном реабилитационном мероприятии добавляют к первичной записи. Система должна обеспечивать уровень защиты информации в соответствии с требованиями, установленными в [1].
5.5 Система должна поддерживать используемую технологию проведения реабилитационных мероприятий в учреждениях, в том числе:
- при наличии коечного фонда следует вести учет наполненности и планирование загрузки коечного фонда, формы отчетности по коечному фонду;
- при организации питания следует вести учет назначений столов и формирование порционного требования, сводного порционного требования, меню-требования на выдачу продуктов питания и раздаточной ведомости;
- при наличии медикаментозной поддержки должна быть предусмотрена автоматизированная аптека;
- формировать финансово-экономические показатели, характеризующие реабилитационную деятельность учреждения, поддерживать множественность прейскурантов, в том числе персонифицированную стоимость реабилитации в учреждении.
5.6 Система должна позволять своевременно вносить в нее изменения, вызванные принятием и вступлением в силу новых законодательных актов и появлением новых технологий реабилитации без остановки работы Системы.
5.7 В процессе работы автоматизированного реабилитационного учреждения должна быть сформирована единая база данных для группы реабилитационных учреждений в субъекте Российской Федерации. Возможно создание единой базы данных, в которой хранится информация о проходящих реабилитацию лицах только на уровне реабилитационного учреждения.
5.8 Структура СУБД реабилитационного учреждения должна удовлетворять следующим требованиям:
- не зависеть от структуры и состава текущего документооборота;
- позволять устранять возможные логические противоречия в существующих и вновь принимаемых документах и, соответственно, в выходных формах.
5.9 Программное обеспечение Системы должно быть основано на единых классификациях реабилитационных учреждений и реабилитационных услуг и позволять решать следующие задачи:
- формирование электронной базы данных на реабилитируемых лиц в субъекте Российской Федерации за период не менее 10 лет;
- формирование федеральной базы данных по любому набору показателей, имеющихся в субъекте Российской Федерации;
- обеспечение межведомственного обмена данными по вопросам реабилитации;
- поддержание комплексности и непрерывности реабилитационного процесса, в том числе обеспечение координации действий между различными реабилитационными учреждениями;
- обеспечение возможности оказания государственных и муниципальных услуг в сфере реабилитации через портал государственных и муниципальных услуг через механизм веб-сервисов;
- формирование единого реестра реабилитационных учреждений субъекта Российской Федерации;
- поддержание единых стандартов (технологии) реабилитации;
- формирование всех документов, необходимых с точки зрения законодательства Российской Федерации и относящихся к работе реабилитационного учреждения, как в электронном, так и в печатном виде;
- обеспечение одновременной работы нескольких пользователей с одним документом;
- обеспечение возможности обмена информацией с внешними базами данных (независимо от формата данных);
- обеспечение возможности использования на АРМ специалистов реабилитационных учреждений данных, полученных от внешних организаций;
- поддержание работы системы консультирования специалистов;
- использование словарей и справочников как централизованно сопровождаемых на федеральном уровне, так и местных, зависящих от особенностей законодательства и условий эксплуатации программного продукта;