Статус документа
Статус документа

Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по организации системы измерений в целях учета и контроля ядерных материалов"

III. Структура ключевых точек измерений

8. Для контроля передач ЯМ в/из ЗБМ и потока ЯМ в ЗБМ, для определения их фактического количества в ЗБМ в соответствии с требованиями Основных правил должны быть оборудованы ключевые точки измерений (далее - КТИ). Рекомендуется оснащать КТИ необходимыми приборами и оборудованием, позволяющими проводить измерения для определения данных о количестве, элементном и изотопном составе ЯМ, либо для подтверждения соответствующих ранее полученных данных (например, при получении, отправке, либо после проведения технологических операций с ЯМ, при проведении физической инвентаризации).

9. При выборе КТИ рекомендуется провести анализ всех возможных измерений в ЗБМ (включая учетные и подтверждающие измерения) при:

получении ЯМ в ЗБМ;

отправке ЯМ из ЗБМ;

проведении технологических операций с ЯМ (в рамках которых изменяются параметры/характеристики ЯМ);

проведении физических инвентаризаций (далее - ФИ) ЯМ.

10. При выборе КТИ для контроля изменений количества ЯМ в ЗБМ рекомендуется проанализировать все возможные варианты получения и отправки ЯМ, соответствующие маршруты передвижения и места проведения входного (выходного) контроля и измерений, в том числе для подтверждения ранее полученных значений, всех видов получаемых (отправляемых) ЯМ. Если существуют более чем одно место, где проводятся входной (выходной) контроль и измерения, то рекомендуется указывать их как раздельные КТИ.

Например, если для проведения входного (выходного) контроля и подтверждающих измерений массы брутто ЯМ при получении (отправке) железнодорожным транспортом, используется одно помещение с использованием одних средств измерений (далее - СИ), а для проведения входного (выходного) контроля ЯМ полученного (отправляемого) ЯМ автомобильным транспортом, другое помещение с использованием других СИ, то рекомендуется определять это как две разные КТИ.

Если же для входного (выходного) контроля и подтверждающих измерений ЯМ при получении (отправке) железнодорожным и автомобильным транспортом используется одно помещение, одни и те же СИ, то рекомендуется определять это как одну КТИ.

11. При проведении технологических операций с ЯМ анализируются все виды работ с ЯМ в ЗБМ, в результате которых ЯМ меняет свои параметры/характеристики. Место, где производится измерение ЯМ, определяют как КТИ.

12. При выборе КТИ для определения фактически наличного количества ЯМ в ЗБМ рекомендуется провести анализ всех возможных измерений (учетных и подтверждающих) при проведении ФИ.

13. Рекомендуется описывать структуру КТИ в одном из документов по системе учета и контроля ЯМ (в программах измерений для ЗБМ или в Положении по учету и контролю ЯМ в организации или Инструкции по учету и контролю ЯМ в ЗБМ или в Структуре и описании ЗБМ, если структура ЗБМ описана в отдельном документе). При этом в других документах по учету и контролю рекомендуется делать ссылки на документ, в котором определена структура КТИ.

14. В описании КТИ рекомендуется указывать:

назначение КТИ (измерения ЯМ при получении, отправке, переработке ЯМ, при проведении ФИ) и периодичность измерений (соответствующие описание - когда должны проводиться измерения: при каждой отправке или каждом получении, при каждой технологической операции и другое);

используемые в КТИ СИ (с указанием наименования и типа);

используемые в КТИ методики измерений и расчетные методики, а также программные средства (применяемые для расчета количества ЯМ по соответствующим расчетным методикам);

применяемые в КТИ стандартные образцы (далее - СО);

применяемые в КТИ процедуры пробоотбора;