Руководство по безопасности при использовании атомной энергии
Рекомендации по организации системы измерений в целях учета и контроля ядерных материалов
1. Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по организации системы измерений в целях учета и контроля ядерных материалов" (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля ядерных материалов" (НП-030-12), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 апреля 2012 г. N 255 (зарегистрирован в Минюсте России 17 августа 2012 г., регистрационный N 25210) (далее - Основные правила).
2. Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по организации системы измерений ядерных материалов (далее - ЯМ) в целях учета и контроля ЯМ в организациях, осуществляющих обращение с ЯМ.
3. Содержащиеся в настоящем Руководстве по безопасности рекомендации относятся к деятельности по учету и контролю ЯМ, состоящих на учете в системе государственного учета и контроля ЯМ.
4. Настоящее Руководство по безопасности предназначено для применения руководством организаций, осуществляющих обращение с ЯМ, специалистами метрологической службы и службы учета и контроля ЯМ организаций, лицами ответственными за учет и контроль ЯМ, за организацию измерений ЯМ в целях их учета и контроля.
5. Требования Основных правил в области использования атомной энергии могут быть выполнены с использованием иных способов (методов), чем те, которые содержатся в настоящем Руководстве по безопасности при обоснованности выбранных способов (методов) для обеспечения безопасности.
6. Частью системы учета и контроля ЯМ в организации является система измерений ЯМ в целях учета и контроля.
Система измерений ЯМ в целях учета и контроля обеспечивает получение и (или) подтверждение данных:
о количестве, элементном и изотопном составе, фактическому наличию в местах нахождения, производимых, получаемых или отправляемых из зоны баланса материалов (далее - ЗБМ) ЯМ;
о погрешностях результатов измерений (расчетов) характеристик, количества ЯМ в ЗБМ.
7. Рекомендуется в каждой организации, осуществляющей обращение с ЯМ, назначить должностное лицо (или должностных лиц), ответственное за функционирование системы измерений в целях учета и контроля ЯМ. Назначение рекомендуется проводить либо в виде распорядительного документа руководителя организации или лица, им уполномоченного (далее - руководитель организации) о назначении (приказ, распоряжение), либо в одном из документов по системе учета и контроля ЯМ (например, в Положении по учету и контролю ЯМ, утвержденном руководителем организации, указывается соответствующее ответственное должностное лицо).
8. Для контроля передач ЯМ в/из ЗБМ и потока ЯМ в ЗБМ, для определения их фактического количества в ЗБМ в соответствии с требованиями Основных правил должны быть оборудованы ключевые точки измерений (далее - КТИ). Рекомендуется оснащать КТИ необходимыми приборами и оборудованием, позволяющими проводить измерения для определения данных о количестве, элементном и изотопном составе ЯМ, либо для подтверждения соответствующих ранее полученных данных (например, при получении, отправке, либо после проведения технологических операций с ЯМ, при проведении физической инвентаризации).
9. При выборе КТИ рекомендуется провести анализ всех возможных измерений в ЗБМ (включая учетные и подтверждающие измерения) при:
получении ЯМ в ЗБМ;
отправке ЯМ из ЗБМ;
проведении технологических операций с ЯМ (в рамках которых изменяются параметры/характеристики ЯМ);
проведении физических инвентаризаций (далее - ФИ) ЯМ.
10. При выборе КТИ для контроля изменений количества ЯМ в ЗБМ рекомендуется проанализировать все возможные варианты получения и отправки ЯМ, соответствующие маршруты передвижения и места проведения входного (выходного) контроля и измерений, в том числе для подтверждения ранее полученных значений, всех видов получаемых (отправляемых) ЯМ. Если существуют более чем одно место, где проводятся входной (выходной) контроль и измерения, то рекомендуется указывать их как раздельные КТИ.
Например, если для проведения входного (выходного) контроля и подтверждающих измерений массы брутто ЯМ при получении (отправке) железнодорожным транспортом, используется одно помещение с использованием одних средств измерений (далее - СИ), а для проведения входного (выходного) контроля ЯМ полученного (отправляемого) ЯМ автомобильным транспортом, другое помещение с использованием других СИ, то рекомендуется определять это как две разные КТИ.
Если же для входного (выходного) контроля и подтверждающих измерений ЯМ при получении (отправке) железнодорожным и автомобильным транспортом используется одно помещение, одни и те же СИ, то рекомендуется определять это как одну КТИ.
11. При проведении технологических операций с ЯМ анализируются все виды работ с ЯМ в ЗБМ, в результате которых ЯМ меняет свои параметры/характеристики. Место, где производится измерение ЯМ, определяют как КТИ.
12. При выборе КТИ для определения фактически наличного количества ЯМ в ЗБМ рекомендуется провести анализ всех возможных измерений (учетных и подтверждающих) при проведении ФИ.
13. Рекомендуется описывать структуру КТИ в одном из документов по системе учета и контроля ЯМ (в программах измерений для ЗБМ или в Положении по учету и контролю ЯМ в организации или Инструкции по учету и контролю ЯМ в ЗБМ или в Структуре и описании ЗБМ, если структура ЗБМ описана в отдельном документе). При этом в других документах по учету и контролю рекомендуется делать ссылки на документ, в котором определена структура КТИ.
14. В описании КТИ рекомендуется указывать:
назначение КТИ (измерения ЯМ при получении, отправке, переработке ЯМ, при проведении ФИ) и периодичность измерений (соответствующие описание - когда должны проводиться измерения: при каждой отправке или каждом получении, при каждой технологической операции и другое);
используемые в КТИ СИ (с указанием наименования и типа);
используемые в КТИ методики измерений и расчетные методики, а также программные средства (применяемые для расчета количества ЯМ по соответствующим расчетным методикам);
применяемые в КТИ стандартные образцы (далее - СО);
применяемые в КТИ процедуры пробоотбора;