Недействующий
БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»


ГОСТ Р 53061-2014

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

Контроль качества социальных услуг детям

Social services of the population. Quality control of social services to children



ОКС 03.080.30

Дата введения 2015-07-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Региональной общественной организацией инвалидов "Центр гуманитарных программ" (РООИ "Центр гуманитарных программ") и Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 406 "Социальное обслуживание населения"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 августа 2014 г. N 956-ст

4 В настоящем стандарте реализованы нормы федеральных законов Российской Федерации:

- от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

- от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации";

- от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р 53061-2008

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2019 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
     

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на социальные услуги детям, предоставляемые государственными и иных форм собственности учреждениями социального обслуживания (далее - учреждения), а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в сфере социального обслуживания населения без образования юридического лица.

Настоящий стандарт устанавливает основные правила, состав и содержание контроля качества всего комплекса социальных услуг, предоставляемых следующим группам детей, оказавшимся в трудной жизненной ситуации:

- детям-сиротам;

- безнадзорным и беспризорным детям;

- детям, оставшимся без попечения родителей или нуждающимся в жизнеустройстве в связи с отменой или признанием недействительности усыновления, опеки или попечительства;

- детям с ограниченными возможностями;

- детям, подвергающимся физическому или психическому насилию по месту жительства или учебы;

- детям семей беженцев и вынужденных переселенцев;

- детям, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- детям, подвергшимся воздействию радиации в результате радиационных аварий;

- детям, проживающим с родителями, пренебрегающими родительскими обязанностями;

- детям - самостоятельно проживающим выпускникам детских домов, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и школ-интернатов;

- детям, проживающим с родителями, временно неспособными заботиться о них из-за болезни, нетрудоспособности, привлечения к судебной ответственности, длительных командировок;

- детям, оказавшимся в экстремальных условиях;

- детям, проживающим в малоимущих семьях и в семьях, находящихся в социально опасном положении;

- заблудившимся или подкинутым детям;

- детям - жертвам вооруженных или межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

- детям, отказывающимся жить в семье или в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- детям с отклонениями в поведении;

- детям, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или при помощи семьи.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 52142 Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения

ГОСТ Р 52495 Социальное обслуживание населения. Термины и определения

ГОСТ Р 52496-2005 Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения

ГОСТ Р 52888 Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52495.

     4 Контроль качества социальных услуг детям

     4.1 Общие положения

4.1.1 Контроль качества социальных услуг заключается в проверке полноты, обоснованности и своевременности предоставления этих услуг, их результативности (материальной, определяющей степень решения материальных или финансовых проблем клиента, или нематериальной, определяющей степень повышения морально-психологического, физического состояния клиента, решения его бытовых, правовых и других проблем).

4.1.2 Контроль качества социальных услуг детям проводят для проверки соответствия качества этих услуг требованиям ГОСТ Р 52142 и ГОСТ Р 52888.

4.1.3 Правила, состав и содержание контроля качества социальных услуг детям установлены в настоящем стандарте применительно к объему услуг, определенному в ГОСТ Р 52888.

4.1.4 Особое внимание в настоящем стандарте уделено контролю качества социальных услуг, направленных в первую очередь на обеспечение социальной безопасности детей, которая заключается в осуществлении необходимых превентивных мер по их защите от нежелательных жизненных факторов, определяемых как трудная жизненная ситуация, характеризуемая возможной бездомностью, бедностью, безработицей, опасностью вовлечения детей в криминальные структуры и другими подобными факторами. Качество этих услуг должно в полной мере отвечать требованиям обеспечения социальной безопасности детей.

4.1.5 В настоящем стандарте установлен следующий порядок осуществления контроля качества социальных услуг детям: мероприятия по контролю качества социальных услуг, направленных на обеспечение социальной безопасности детей, излагаются в начале каждого раздела, характеризующего контроль качества определенного вида услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых); затем излагается порядок осуществления контроля качества прочих социальных услуг детям.

     4.2 Контроль основных факторов, влияющих на качество социальных услуг


Установлению в настоящем стандарте правил, состава и содержания контроля качества социальных услуг конкретных групп детям предшествует изложение порядка и правил контроля основных факторов, непосредственно влияющих на качество предоставляемых услуг.

К таким факторам относятся:

- наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение;

- условия размещения учреждения;

- укомплектованность учреждения специалистами и уровень их квалификации;

- специальное и табельное техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура и т.д.);

- состояние информации об учреждении, правила и порядок предоставления услуг клиентам учреждения;

- наличие собственной и внешней служб (систем) контроля за деятельностью учреждения.

Контроль указанных выше факторов проводят по ГОСТ Р 52496-2005 (подраздел 4.2).

     4.3 Контроль качества социально-бытовых услуг

4.3.1 Контроль качества социально-бытовых услуг, направленных на обеспечение социальной безопасности детей

4.3.1.1 Контроль качества услуг по выявлению детей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в экстренной социальной помощи и жизненном устройстве, осуществляют проверкой, каким образом и насколько эффективно организована и проводится совместная с государственными организациями (органами и учреждениями здравоохранения, образования, внутренних дел, занятости, миграции и другими) работа по выявлению, учету таких детей для вывода их из сложившегося положения, какой процент детей охвачен этой работой, в какой мере она способствует увеличению числа жизнеустроенных детей.

4.3.1.2 Контроль качества услуг по обеспечению временного проживания детей в учреждениях осуществляют оценкой соответствия предоставляемого им полного государственного обеспечения в виде жилья, бесплатного питания, одежды, обуви, других предметов первой необходимости установленным нормам и требованиям.

4.3.1.3 Контроль качества услуг по разработке и организации выполнения индивидуальных и групповых программ социальной и комплексной реабилитации детей осуществляют проверкой наличия таких программ, и в какой мере разработанные программы и их реализация обеспечивают выполнение следующих заложенных в них мероприятий:

- выявление источников и причин социальной дезадаптации детей, их беспризорности и безнадзорности;

- восстановление утраченных контактов и связей с семьей, внутри семьи;

- содействие детям (при необходимости) в получении временной или постоянной работы, соответствующей их возможностям, интересам, потребностям, а также в профессиональной ориентации, получении специальности, в решении вопросов жизненного устройства детей (при содействии органов опеки и попечительства);

- содействие в предоставлении жилья детям - самостоятельно проживающим выпускникам детских домов, школ-интернатов и специализированных социальных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

- подготовка к самостоятельной семейной жизни;

- решение вопросов возвращения в семью или в учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, детей, самовольно ушедших от них;

- участие в организации поиска родителей, родных и близких детей, поступающих в учреждение без родителей;

- социальный патронаж детей;

- содействие в осуществлении по отношению к детям семей беженцев и вынужденных переселенцев мер социальной поддержки в социально-бытовом обеспечении, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- оказание помощи в организации (с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации) размещения детей, прибывших без родителей из зон военных и межрегиональных конфликтов, в семьях, способных их принять (приемных семьях) или учреждениях социального обслуживания.

4.3.2 Контроль качества прочих социально-бытовых услуг

4.3.2.1 Контроль качества услуг по организации и проведению различных форм труда, отдыха и оздоровления детей в каникулярное и в учебное время с неполным учебным днем осуществляют проверкой условий проживания детей, организации режима работы учреждения, качества питания, медицинского и культурного обслуживания, выполнения правил безопасности жизни и здоровья детей, результатов медико-психологического освидетельствования состояния их физического и психического здоровья до и после проведенных мероприятий.

4.3.2.2 Контроль качества услуг по содействию в обеспечении обучения детей по школьной программе, дошкольников - по программам дошкольного образования осуществляют проверкой, как организовано это содействие, в чем оно заключается, всем ли детям, нуждающимся в содействии, оно оказывается, насколько оно эффективно и способствует повышению качества обучения детей.

4.3.2.3 При контроле качества услуг по формированию у детей навыков общения, здорового образа жизни, общежитейских навыков и умений проверяют, в какой степени эти услуги обеспечивают улучшение взаимоотношения детей в коллективе сверстников, их отношения со взрослыми, какие положительные общежитейские навыки и умения по оздоровлению своего образа жизни приобрели дети и как применяют их на практике.