4.1 Состояние составных частей объекта при воздействии на них обычных средств поражения определяется исходя из возможных параметров воздействующей на них воздушной ударной волны.
4.2 Прогнозирование состояния составных частей объекта при воздействии обычных средств поражения выполняется в следующей последовательности:
4.2.1 Выбираются (определяются) критические элементы объекта - составные части объекта, непосредственно по которым, с большей вероятностью могут быть нанесены удары обычными средствами поражения.
При выборе критических элементов объекта приоритет следует отдавать:
а) участкам (цехам), являющимся наиболее важными для производства основного вида продукции;
б) местам хранения или использования на объекте опасных веществ и материалов;
в) системам, элементам и коммуникациям объекта, необходимость физической защиты которых выявлена в процессе анализа их уязвимости.
Из числа критических элементов, в зависимости от численности наибольшей работающей смены объекта, в соответствии с условиями (4.1), выбираются 3, 6 или 12 важных критических элементов объекта (n), поражение которых может привести к самым неблагоприятным последствиям и восстановление которых является наиболее дорогостоящим и продолжительным по времени
, (4.1)
где - численность наибольшей работающей смены объекта, чел.
Количество важных критических элементов объекта принимается равным количеству типовых единичных боеприпасов (далее - боеприпасы), которые могут быть применены по объекту, поэтому в качестве центров прогнозируемых взрывов боеприпасов следует принимать геометрические центры выбранных важных критических элементов
4.2.2 От центра каждого прогнозируемого взрыва боеприпаса измеряются расстояния до центров соседних составных частей объекта (цехов, зданий и сооружений, установок). Если вблизи составной части объекта находится более одного центра прогнозируемого взрыва, то измеряется расстояние до ближайшего из них.
4.2.3 Исходя из расстояния от центра прогнозируемого взрыва до составной части объекта по таблице 4.1 определяется возможное избыточное давление во фронте воздушной ударной волны, , кПа, воздействующее на составную часть объекта.
4.2.4. Исходя из прогнозируемого возможного избыточного давления во фронте воздушной ударной волны, , кПа, которое может воздействовать на составную часть объекта, по таблице 4.2 определяется степень разрушения каждой из составных частей объекта.
В качестве допущения принимается, что наиболее важные критические элементы объекта, являющиеся центрами взрывов, получат полные разрушения.
Таблица 4.1 - Значения избыточного давления во фронте воздушной ударной волны (кПа) на различных расстояниях от центра взрыва для боеприпаса (м)
Расстояние от центра взрыва боеприпаса, м | Значение избыточного давления во фронте воздушной ударной волны, кПа |
10 | 1400 |
20 | 250 |
30 | 110 |
40 | 60 |
50 | 40 |
60 | 30 |
70 | 23 |
80 | 20 |
90 | 16 |
100 | 14 |
110 | 12 |
120 | 10 |
130 | 9,5 |
140 | 9 |
150 | 8,5 |
200 | 5,5 |
250 | 4,5 |
300 | 3,5 |
350 | 3 |
400 | 2,5 |
500 | 2 |
700 | 1,5 |
1000 | 1 |
Для определения значений избыточного давления на расстояниях, не приведенных в таблице 4.1, следует использовать метод интерполяции (экстраполяции).
Таблица 4.2 - Степени разрушения составных частей объекта при различных значениях избыточного давления во фронте воздушной ударной волны взрыва боеприпаса, кПа
Наименование составных частей объекта | Степени разрушения составных частей объекта при различных значениях избыточного давления, кПа | |||
слабая | средняя | сильная | ||
Здания | ||||
Промышленное с металлическим или железобетонным каркасом | 32-65 | 65-80 | 80-95 | |
Многоэтажное административное с металлическим или железобетонным каркасом | 32-48 | 48-65 | 65-80 | |
Кирпичное многоэтажное (3 этажа и более) | 12-20 | 20-32 | 32-48 | |
Кирпичное одно и двухэтажное | 12-24 | 24-40 | 40-56 | |
Деревянное | 9-12 | 12-20 | 20-32 | |
Остекление промышленного и жилого здания | 1-2 | 2-4 | 4-5 | |
Остекление из армированного стекла | 1,5-3 | 3-5 | 5-10 | |
Промышленное с металлическим каркасом и крановым оборудованием грузоподъемностью 25-50 т | 32-48 | 48-65 | 65-80 | |
Мосты, дороги | ||||
Мост металлический, конструкции с пролетом 30-45 м | 160-240 | 240-320 | 320-400 | |
Мост железобетонный с пролетом 25 м | 80-160 | 160-240 | 240-320 | |
Мост деревянный | 32-80 | 80-130 | 160 | |
Шоссейная дорога с асфальтовым и бетонным покрытием | 480 | 1600 | 4800 | |
Железобетонное полотно | 160-240 | 240-480 | 480 | |
Взлетно-посадочная полоса аэродрома | 640 | 2400 | 4800 | |
Транспорт | ||||
Тепловоз, электровоз | 80-110 | 110-160 | 160-240 | |
Железнодорожный вагон и цистерна | 32-65 | 65-95 | 95-145 | |
Самолет транспортный | 14-16 | 16-25 | 25-40 | |
Гусеничный тягач и трактор | 48-65 | 65-95 | 95 | |
Грузовая автомашина и автоцистерна | 32-65 | 65-80 | 80 | |
Транспортное судно | 48-95 | 95-30 | 130-160 | |
Защитные сооружения | ||||
Убежище отдельно стоящее, рассчитанное на: | ||||
350 кПа (3,5 кгс/см) | 640-960 | 960-1200 | 1200 | |
100 кПа (1 кгс/см) | 160-240 | 240-320 | 320 | |
Убежище встроенное, рассчитанное на: | ||||
100 кПа (1 кгс/см) | 110-160 | 160-240 | 240 | |
50 кПа (0,5 кгс/см) | 48-65 | 65-160 | 160 | |
Подвал (без усиления несущих конструкций) | 32-48 | 48-160 | 160 | |
Деревоземляное противорадиационное укрытие, рассчитанное на 30 кПа (0,3 кгс/см) | 48-80 | 80-130 | 130 | |
Оборудование | ||||
Станочное оборудование | 40-64 | 64-95 | 95-110 | |
Крановое оборудование | 32-48 | 48-80 | 80-110 | |
Токарно-карусельный, токарно-расточной станки | 16-48 | 48-80 | 80-110 | |
Линии электропередач | ||||
Воздушные высоковольтные | 40-48 | 48-80 | 80-110 | |
Воздушные низковольтные | 32-95 | 95-160 | 160-260 | |
Кабель подземный | 320-480 | 480-960 | 960-1600 | |
Кабель надземный | 16-48 | 48-80 | 80-95 | |
Антенные устройства | 16-32 | 32-65 | 65 | |
Линии связи | ||||
Стационарные воздушные | 32-80 | 80-110 | 130-190 | |
Шестовые воздушные | 32-48 | 48-160 | 160 | |
Трубопроводы | ||||
Наземные | 32 | 80 | 210 | |
Подземные стальные (диаметр более 350 мм) | 320-560 | 560-960 | 960-1600 | |
Подземные стальные (диаметр менее 350 мм) | 960-1600 | 1600-2400 | 2400-3200 | |
Подземные чугунные трубопроводы на раструбах, асбоцементные на муфтах, керамические на раструбах | 320-960 | 960-1600 | 1600-3200 | |
Подземные водо-, газо-, канализационные сети | 160-320 | 640-1600 | 1600-2400 | |
Трубопроводы на эстакаде | 32-48 | 48-65 | 65-80 | |
Смотровые колодцы и задвижки | 320-640 | 640-960 | 960-1600 | |
Резервуары | ||||
Наземные для ГСМ (пустые) | 24-32 | 32-48 | 48-65 | |
Наземные для ГСМ (заполненные) | - | 110 | - | |
Частично заглубленные (пустые) | 64-80 | 80-130 | 130-160 | |
Подземные | 32-80 | 80-160 | 160-320 | |
Газгольдеры | 24-32 | 32-48 | 48-65 | |
Сооружения | ||||
Тепловая электростанция | 16-24 | 24-32 | 32-40 | |
Здание фидерных и трансформаторных подстанций из кирпича или блоков | 16-32 | 32-65 | 65-95 | |
Галереи энергетических коммуникаций на металлических (железобетонных) эстакадах | 16-25 | 25-32 | 32-40 | |
Водонапорная башня | 16-32 | 32-65 | 65-95 | |
Вышка металлическая | 32-48 | 48-80 | 80-110 | |
Открытые склады с железобетонным перекрытием | 32-55 | 55-110 | 130-160 |