5.1 Общие положения
Расчетные нагрузки и их комбинации следует выбирать в соответствии с указаниями, приведенными в ГОСТ 32579.1. Дополнительные рекомендации по определению динамических коэффициентов для основных нагрузок представлены в таблице 1 настоящего стандарта.
При расчете крана действующие на него нагрузки должны комбинироваться с целью установления их максимального воздействия на элементы конструкции во время эксплуатации в соответствии с инструкциями изготовителя:
а) Кран принимается в наиболее неблагоприятном положении и конфигурации, а нагрузки предполагаются действующими по величине, положению и направлению, вызывающими наибольшие напряжения в расчетных точках, выбранных для оценки.
б) Нагрузки могут объединяться в комбинации, определенные в ГОСТ 32579.1 или, при необходимых обоснованиях, комбинироваться с дополнительными нагрузками, в совокупности более реально отражающими условия нагружения.
Таблица 1 - Дополнительные рекомендации по выбору динамических коэффициентов
Номер строки в таблице 4 ГОСТ 32579.1 | Ссылки на ГОСТ 32579.1 | Значения коэффициентов | |
1 | 6.2.1 | =1±, =0 при группе режима работы А1 по ГОСТ 27553-87, = 0,1 при группах режима работы А3, А4 по ГОСТ 27553-87. Значение должно приниматься больше или меньше 1,0 в зависимости от того, является ли эффект воздействия на данную массу благоприятным или неблагоприятным. | |
2 | 6.2.2.2 | При классе подъемного устройства НС1 для группы режима работы А1 =1,0 (управление приводом бесступенчатое непрерывное). | |
2 | 6.2.2.3 | Применимо для кранов, работающих с грейфером, драглайном, магнитом и т.п. | |
3 | 6.2.3 | Для колесных самоходных кранов: | |
4, 5, 16, 17 | 6.2.4 | Для самоходных кранов с бесступенчатым непрерывным управлением приводом: | |
7 | 6.3.1.1 | Скорость ветра рабочего состояния должна быть не менее 9,0 м/с, соответствующая статическому давлению 50 Н/м | |
8, 9 | 6.3.1.2 | Обычно не учитывается. В необходимых случаях могут быть учтены, если это указано в техническом задании | |
11 | 6.2.2.2 | Применяется только к самоходным кранам при группах режима работы А3, А4 =1,6 | |
12 | 6.4.1 | Наибольший ветер нерабочего состояния и конфигурация крана должны устанавливаться изготовителем | |
10 | 6.4.2 | Испытательная нагрузка в соответствии с [1]. |
5.2 Совмещение операций
Одновременно с ускорением при подъеме может действовать ускорение еще от одного привода, например, поворота, подъема стрелы или телескопирования. В отсутствии ускорения при подъеме только два привода могут одновременно ускоряться. Совмещение операций не следует рассматривать, когда это запрещено изготовителем для определенной конфигурации крана. При передвижении крана дополнительные ускорения от других приводов не должны присутствовать, кроме случаев, разрешенных изготовителем.
В таблице 2 приведены характерные комбинации движений (операции), соответствующие расчетным комбинациям нагрузок.
Таблица 2 - Совмещение операций и расчетные комбинации нагрузок
Операции | Расчетные комбинации нагрузок по таблице 4 ГОСТ 32579.1 |
Подъем груза и поворот | А1, В1, (А3, В3)* |
Подъем груза и подъем стрелы | А1, В1, (А3, В3)* |
Подъем груза и телескопирование** | А1, В1, (А3, В3)* |
Поворот и подъем стрелы (кран с подвешенным грузом) | А3, В3 |
Поворот и телескопирование** (кран с подвешенным грузом) | А3, В3 |
Подъем стрелы и телескопирование** (кран с подвешенным грузом) | А3, В3 |
Сброс части груза (если предусмотрено конструкцией грузозахватного устройства) | А2, В2, С2 |
Передвижение крана с грузом (ускорения от неровностей пути и механизма передвижения) | В5 (А4, В4)*** |
Примечания: |
5.3 Боковое нагружение
Особенности конструкции крана могут вызывать дополнительные боковые нагрузки на стрелу, которые должны быть включены в расчет со всеми применяемыми комбинациями нагрузок, чтобы максимизировать боковое нагружение. В дополнение к воздействиям от вращения поворотной части крана и ветра необходимо также учитывать следующие факторы, влияющие на боковую загрузку:
а) отклонение грузового каната от вертикальной плоскости симметрии стрелы на участке между блоком на конце стрелы и крайним положением на барабане;
б) дополнительный к принятому уклону рабочей площадки наклон стрелы, обусловленный деформацией ее основания.
5.4 Боковая нагрузка, связанная с деформацией решетчатой стрелы
Чрезмерные боковые отклонения решетчатой стрелы, расчаленной канатной системой с гуськами, могут вызвать упругую потерю устойчивости. Поэтому деформации таких стрел должны быть ограничены отклонениями, не превышающими 2% их расчетной длины при воздействии номинальной вертикальной нагрузки вместе с боковой нагрузкой 2% от номинальной вертикальной. Предельные отклонения могут быть определены на основании расчетов или испытаний. Указанные ограничения по боковым отклонениям применимы только к самоходным кранам с решетчатой стрелой и гуськами, установленными на решетчатой стреле.
5.5 Ветровая нагрузка
5.5.1 Ветровая нагрузка рабочего состояния определяется в соответствии с 6.3.1.1 и приложением В ГОСТ 32579.1. При расчете динамической составляющей ветровой нагрузки по приложению В ГОСТ 32579.1 можно принимать =0,12 при отсутствии гуська, где - коэффициент пульсаций ветра; =1,25 - динамический коэффициент.
5.5.2 При контроле динамического давления ветра в верхней точке крана с помощью соответствующего датчика нагрузки от ветра рабочего состояния допускается определять при постоянном по высоте динамическом давлении ветра, равном принятому расчетному давлению в верхней точке крана.
5.5.3 Ветровая нагрузка нерабочего состояния определяется в соответствии с 6.4.1 ГОСТ 32579.1.
5.5.4 Краны с длиной стрелы не более 30 м и с телескопическими стрелами, которые могут быть в короткий промежуток времени приведены в горизонтальное положение, могут рассчитываться на ветровую нагрузку нерабочего состояния в данном положении при соответствующих указаниях в руководстве по эксплуатации.
5.6 Монтаж и демонтаж