Статус документа
Статус документа

ОДМ 218.2.025-2012 Деформационные швы мостовых сооружений на автомобильных дорогах

     6.1 Основные положения, учитываемые при разработке новых конструкций деформационных швов

6.1.1 Классификация воздействий на конструкции деформационных швов

6.1.1 На конструкции деформационных швов воздействуют природно-климатические факторы; транспортные средства, непосредственно контактирующие с элементами КДШ; эксплуатационные факторы (условия и уровень содержания мостовых сооружений); перемещения концов пролетных строений в сопряжениях между собой и с опорами (таблица 6).

6.1.1.2 Каждое воздействие по указанным признакам отражается в конкретных предпосылках по проектированию и расчету, параметрах материалов и условиях применения. Воздействие перемещений концов пролетных строений учитывают при выборе типа или разновидности КДШ и при расчетах узлов и деталей его конструкции.


Таблица 6 - Классификация воздействий на конструкции деформационных швов

Факторы

Воздействия

Природно-климатические

Температура воздуха

Переходы температуры через ноль

Загрязненность окружающей среды

Осадки

Воздействие солнечной радиации

Сейсмические колебания

Эксплуатационные

Истирающее воздействие шин колес транспортных средств

Многократное нагружение колесами

Возможность попадания в конструкцию инородных материалов

Загрязнение деформационных швов

Перемещения концов пролетных строений

Линейные горизонтальные продольные и поперечные относительные смещения

Линейные вертикальные относительные смещения

Угловые перемещения в продольной вертикальной плоскости

Угловые перемещения в поперечной вертикальной плоскости

Угловые перемещения в горизонтальной плоскости



6.1.2 Обеспечение герметичности

6.1.2 Конструкция деформационного шва совместно с гидроизоляцией мостового полотна образует систему непрерывной гидроизоляции для отвода воды и грязи от нижерасположенных конструкций мостового сооружения.

6.1.2.2 Основным параметром конструкций деформационных швов является исключение возможности попадания воды, грязи и различных предметов на нижележащие конструкции и элементы мостового сооружения. Для этого в КДШ применяют водоотводные лотки, продольный уклон которых составляет не менее 25‰ в конструкциях NN 1, 2 (см. таблицу 1), NN 5, 6 (см. таблицу 3) (лотковые компенсаторы) и 50‰ в швах перекрытого типа. В конструкциях деформационных швов с резиновыми компенсаторами допускается не устраивать поперечные водоотводные лотки в случаях, если резиновые компенсаторы обеспечивают герметичность КДШ и с них устроен организованный водоотвод.

6.1.2.3 Для предотвращения застоя воды над гидроизоляцией дорожной одежды перед деформационными швами конструкций NN 7-25 (см. таблицы 3, 4, 5) необходимо с верховой стороны деформационного шва (а при расположении пролетного строения на горизонтальной площадке или с продольным уклоном менее 5‰ - с обеих сторон деформационного шва) вдоль него устраивать дренажную систему для отвода воды за пределы конструкций мостового сооружения.

6.1.3 Выбор мастики для швов с мастичным заполнением

6.1.3.1 Предельные перемещения для швов с мастичным заполнением, приведенные в таблице 3, уточняются расчетом при подборе применяемой мастики. Размер зазора в момент заливки мастики рекомендуется устраивать равным 30 мм для швов с асфальтобетонными кромками и 40 мм - для швов с цементобетонными кромками. Увеличение предельных перемещений для швов указанного вида достигается за счет улучшения физико-механических характеристик мастики и, прежде всего, повышения величины относительного удлинения мастики на растяжение при отрицательной температуре.

6.1.3.2 Методика определения деформативности мастики при выборе наиболее приемлемого материала для заполнения швов заключается в следующем:

- для мастики необходимо построить диаграмму деформаций при испытании на разрыв при различных температурах (ГОСТ 26589-94); рекомендуется провести испытания при температурах 20 °С и -20 °С;

- при построении диаграммы (линия 1 на рисунке 1) за нулевую точку (=0) принимают температуру хрупкости материала (ГОСТ 11507-78); рассматривается участок диаграммы между температурой хрупкости и (наибольшей температурой воздуха с обеспеченностью 0,98); при этом расчетная диаграмма, используемая при определении предельных деформаций, принимается с уменьшенными в 1,5 раза значениями , что отражает возможное старение материала в процессе эксплуатации (линия 2 на рисунке 1);

- по области расчетных деформаций, ограниченной линией 2 на рисунке 1, определяется среднее значение для участка графика от температуры заливки мастики до 0 °С, которое учитывают при определении допустимых перемещений при снижении температуры воздуха от установочной температуры до 0 °С для конкретной территории;

- допустимые перемещения при понижении температуры воздуха от 0 °С до определяют по среднему значению участка линии 2 на рисунке 1 от 0 °С до ;

- допустимые перемещения определяют по перепаду температур от температуры, соответствующей температуре заливки мастики , до , принимая за величину допустимой относительной деформации сжатия мастики величину 0,5

0,5·a·m.

          
Рисунок 1 - Диаграмма для выбора мастики для деформационных швов



6.1.3.3 Суммарные допустимые деформации мастики складываются из деформаций сжатия и растяжения и определяют предельные перемещения для швов рассматриваемого типа

,                   (1)


где - среднее относительное удлинение материала при растяжении на различных участках (см. рисунок 1);

- величина сжимающих деформаций, мм;