Статус документа
Статус документа

РБ-084-13 Минимизация вторичного загрязнения территорий, путей сообщения и транспортных средств при ликвидации последствий аварий на объектах использования атомной энергии. Методика организации транспортных схем и пунктов дезактивации в зонах с различным уровнем загрязнения

III. Рекомендации по мероприятиям, проводимым при организации трехзональной транспортной схемы

17. В случае организации трехзональной транспортной схемы рекомендуется:

не допускать выезда транспорта из ближней транспортной зоны в промежуточную транспортную зону;

не допускать пересечения путей сообщения, назначенных для разных транспортных зон;

проводить в ближней транспортной зоне следующие мероприятия, направленные на снижение запыленности путей сообщения, а именно:

ограничение скорости движения транспорта пределом 30 км/час;

смыв пыли с путей сообщения или ее фиксацию специальными растворами;

фиксацию пыли на обочинах специальными растворами;

периодическую смену грунта, в случае необходимости, на обочинах с целью ограничения накопления значимых количеств радионуклидов на обочинах;

покрытие путей сообщения, в случае необходимости, новым покрытием (например, асфальтом);

расстановку по путям сообщения знаков, запрещающих съезд на обочину;

замену (при необходимости) транспортных средств, вышедших из эксплуатации, путем последовательного перевода необходимого количества ранее эксплуатируемых транспортных средств из промежуточной транспортной зоны в ближнюю транспортную зону с одновременным переводом такого же количества транспортных средств из транспортной зоны общего пользования в промежуточную транспортную зону.

18. На пересечениях границы ближней транспортной зоны и путей сообщения, ведущих к ОИАЭ, рекомендуется организация пунктов дезактивации, дозиметрического контроля, зон перегрузки грузов и пересадки людей (разделенных на условно чистую и условно грязную зоны).

19. Установление пунктов дезактивации, дозиметрического контроля, зон перегрузки грузов и пересадки людей наиболее целесообразно проводить в направлении, противоположном тому, в котором сформировался основной след радиоактивных выпадений, насколько это возможно c учетом наличия необходимых путей сообщения.

20. В случае если организация пункта дезактивации, дозиметрического контроля, зон перегрузки грузов и пересадки людей согласно пункту 19 настоящего Руководства по безопасности нецелесообразна по причине отсутствия путей сообщения, проходящих между ОИАЭ и границей ближней транспортной зоны, возможна организация пункта дезактивации и дозиметрического контроля на других участках границы ближней транспортной зоны, за исключением участка границы ближней транспортной зоны, расположенного на основном следе радиоактивных выпадений.

21. После прибытия транспортных средств в условно грязную зону пункта перегрузки грузов и пересадки людей рекомендуется проводить дезактивацию транспортных средств в случае, если расчетное допустимое время проведения планируемых работ, доставку к месту проведения которых планируется осуществлять в прибывшем транспортном средстве, ниже, чем время, необходимое для их проведения.

22. Расчет допустимого времени проведения планируемых работ рекомендуется осуществлять по следующей формуле:

,                                                     (1)


где - допустимый уровень планируемого повышенного облучения, установленный в соответствии НРБ-99/2009;

- измеренная в транспортном средстве мощность эффективной дозы внешнего облучения;

- измеренная в месте проведения планируемых работ мощность эффективной дозы внешнего облучения;

- время, необходимое для достижения транспортным средством места проведения планируемых работ.

23. Дезактивацию транспортного средства рекомендуется проводить в пункте дезактивации с использованием технических средств, позволяющих минимизировать количество радиоактивных отходов.

24. Рекомендуется разработать организационно-технические меры, обеспечивающие наиболее быструю пересадку людей из транспортных средств условно грязной зоны в транспортные средства условно чистой.

25. В точках пересечения путей сообщения границ промежуточной транспортной зоны и транспортной зоны общего пользования рекомендуется организация постов дезактивации, дозиметрического контроля, зон перегрузки грузов и пересадки людей, за исключением путей сообщения, совпадающих с направлением пути прохождения облака выброса.

26. На постах дезактивации и дозиметрического контроля, находящихся между промежуточной транспортной зоной и транспортной зоной общего пользования, рекомендуется осуществлять контроль за поверхностной загрязненностью транспортных средств на предмет превышения допустимых уровней загрязнения, установленных в нормативных правовых актах, а в случае, если это невозможно, рекомендуется не допускать выезда транспортных средств из промежуточной транспортной зоны.

27. Рекомендуется составить карту радиоактивного загрязнения ближней и промежуточной транспортных зон с учетом следующих подходов:

промежуточная транспортная зона разбивается на участки, ограниченные шестнадцатью секторами и окружностями с радиусами, кратными 5 км;