Статус документа
Статус документа

РБ-084-13 Минимизация вторичного загрязнения территорий, путей сообщения и транспортных средств при ликвидации последствий аварий на объектах использования атомной энергии. Методика организации транспортных схем и пунктов дезактивации в зонах с различным уровнем загрязнения

II. Рекомендуемые критерии для организации транспортных схем

6. В случае возникновения на ОИАЭ тяжелой аварии с загрязнением территорий (аварии на атомных электростанциях, соответствующие категориям А01-А03 в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, и аварии на предприятиях ядерного топливного цикла, соответствующие категориям A1-A3 в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии), рекомендуется организация движения транспортных средств по путям сообщений (далее - транспортных схем) в соответствии с настоящим Руководством по безопасности.

7. В целях минимизации вторичного загрязнения территорий, путей сообщения и транспортных средств при ликвидации последствий аварии на ОИАЭ в зависимости от категории аварии и/или от ожидаемых уровней облучения рекомендуется организация двузональной или трехзональной транспортной схемы.

8. Организация трехзональной транспортной схемы рекомендуется в случае возникновения на ОИАЭ аварии, приведшей к выбросу радиоактивных веществ в атмосферный воздух, при котором возможно облучение лиц из населения в дозах, превышающих уровни облучения, при которых необходимо срочное вмешательство, установленные в санитарных правилах СанПиН 2.6.1.2523-09 "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 июля 2009 года N 47 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 14 августа 2009 г., регистрационный N 14534; "Российская газета", 2009, N 171/1) (далее - НРБ-99/2009).

9. Организация двузональной транспортной схемы рекомендуется при аварии на ОИАЭ при условии, что выбросы, обусловленные аварией, могут привести к облучению населения в дозах, превышающих уровень А для принятия неотложных решений об эвакуации населения в начальном периоде радиационной аварии, установленный в соответствии с требованиями НРБ-99/2009.

10. Для атомных электростанций в качестве критерия необходимости организации трехзональной транспортной схемы рекомендуется принимать возникновение аварии, классифицируемой как авария, относящаяся к категории А01, в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии. В качестве критерия необходимости организации двузональной транспортной схемы рекомендуется принимать возникновение аварии, классифицируемой как авария, относящаяся к категориям А02-А03 в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.

11. Для объектов ядерного топливного цикла в качестве критерия необходимости организации трехзональной транспортной схемы рекомендуется принимать возникновение аварии, классифицируемой как авария, относящаяся к категории А1, в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии. В качестве критерия необходимости организации двузональной транспортной схемы рекомендуется принимать возникновение аварии, классифицируемой как авария, относящаяся к категориям А2-А3, в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.

12. Для трехзональной транспортной схемы рекомендуется устанавливать следующие транспортные зоны:

ближняя транспортная зона;

промежуточная транспортная зона;

транспортная зона общего пользования.

При этом внешняя граница ближней транспортной зоны совпадает с внутренней границей промежуточной транспортной зоны, транспортная зона общего пользования, в отличие от ближней и промежуточной транспортных зон, не ограничивается каким-либо внешним периметром, а внешняя граница промежуточной транспортной зоны совпадает с внутренней границей транспортной зоны общего пользования.

13. Для двузональной транспортной схемы рекомендуется устанавливать следующие транспортные зоны:

промежуточная транспортная зона;

транспортная зона общего пользования.

При этом внешняя граница промежуточной транспортной зоны совпадает с внутренней границей транспортной зоны общего пользования, а транспортная зона общего пользования не ограничивается каким-либо внешним периметром.

14. Границы транспортных зон для различных ОИАЭ рекомендуется устанавливать в соответствии с таблицей N 1 приложения N 1 к настоящему Руководству по безопасности.

15. В связи с тем, что определение границ транспортных зон в виде окружностей весьма условно и может привести к неоднозначному толкованию границ зон, рекомендуется определить ориентиры на местности, которые будут четко и однозначно характеризовать границы указанных зон (например, река, дорога, лесная полоса).

16. После первоначального установления границ зон в соответствии с приложением N 1 к настоящему Руководству по безопасности по мере поступления данных радиационного мониторинга допускается проводить корректировку границ транспортных зон, установленных в соответствии с пунктом 14 настоящего Руководства по безопасности.