В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 авиационная программа: Совокупность взаимосвязанных организационно-технических мероприятий, планируемых в интересах создания авиационной техники гражданского назначения и охватывающих все стадии ее жизненного цикла.
3.2 авиационная техника гражданского назначения (авиационная техника): Создаваемые для гражданской авиации воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты и предназначенные для установки на них составные части (компоненты и комплектующие изделия).
3.3 безопасность полета: Свойство воздушного судна, в целом характеризующее способность обеспечивать завершение полета в ожидаемых условиях эксплуатации без вреда лицам или имуществу.
3.4 ведущий НИИ в области авиационной науки и техники: Определенная уполномоченным федеральным органом исполнительной власти научно-исследовательская организация, проводящая опережающие и прикладные исследования, а также осуществляющая формирование и реализацию единой государственной научно-технической политики в определенной области авиационной науки и техники.
3.5 головной исполнитель: Организация, осуществляющая руководство проектом создания воздушного судна (авиационной программой) и представляющая в отношениях с заказчиками всех участников проекта.
3.6 заказчик: Физическое или юридическое лицо, предъявляющее головному исполнителю и/или разработчику требования к вновь создаваемой авиационной технике.
3.7 запасная часть: Составная часть изделия, предназначенная для замены находившейся в эксплуатации такой же составной части в целях поддержания или восстановления исправности или работоспособности изделия.
3.8 изготовитель: Организация, осуществляющая производство авиационной техники и принимающая на себя ответственность за соответствие этой авиационной техники на момент завершения ее производства утвержденной типовой конструкции данной авиационной техники.
3.9 изделие: Объект авиационной техники, получаемый в результате промышленного производства и используемый в авиационной деятельности.
3.10 изделие комплектующее: Составная часть авиационной техники, являющаяся конструктивно законченным стандартным или иным изделием, необходимым для применения авиационной техники по назначению (например, комплекс, система, прибор, блок, модуль, деталь, механизм и т.п.), поставляемым по заказу лиц, осуществляющих создание, эксплуатацию и/или ремонт авиационной техники, либо самостоятельно создаваемым такими лицами.
3.11
контролепригодность (testability): Свойство изделия, характеризующее его способность к проведению контроля заданными средствами. |
[ГОСТ 19919-74, статья 16] |
3.12
надежность (reliability): Свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования. |
Примечание. Надежность является комплексным свойством, которое в зависимости от назначения объекта и условий его применения может включать безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость или определенные сочетания этих свойств. [ГОСТ 27.002-89, статья 1.1] |
3.13 нормы летной годности: Часть федеральных авиационных правил, содержащая обязательные требования к летной годности образца, направленные на обеспечение безопасности полетов, в том числе требования к конструкции, летным и эксплуатационным характеристикам образца.
3.14 образец: Воздушное судно, авиационный двигатель или воздушный винт.
3.15
отказ (failure): Признак или совокупность признаков нарушения работоспособного состояния объекта, установленные в нормативно-технической и/или конструкторской (проектной) документации. |
[ГОСТ 27.002-89, статья 3.3] |
3.16 поставщик: Физическое или юридическое лицо - одна из сторон договора поставки, осуществляющее поставку авиационной техники гражданского назначения другому лицу.
3.17 разработчик: Организация, осуществляющая разработку авиационной техники и принимающая на себя ответственность в отношении ее типовой конструкции.
3.18