Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р 56081-2014

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     

Изделия авиационной техники


БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТА, НАДЕЖНОСТЬ, КОНТРОЛЕПРИГОДНОСТЬ, ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ И РЕМОНТНАЯ ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ


Порядок нормирования и контроля показателей


Aircraft items. Flight safety, reliability, testability and maintainability indices. Setting and control



ОКС 49.020

Дата введения 2015-01-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Летно-исследовательский институт имени М.М.Громова" (ОАО "ЛИИ им.М.М.Громова") и Федеральным государственным предприятием "Научно-исследовательский институт стандартизации и унификации" (ФГУП "НИИСУ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 323 "Авиационная техника"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июля 2014 г. N 817-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2019 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает порядок нормирования и контроля показателей безопасности полета, надежности, контролепригодности, эксплуатационной и ремонтной технологичности и распространяется на изделия авиационной техники гражданского назначения, включая самолеты, вертолеты (далее - воздушные суда) и их составные части (авиационные двигатели, воздушные винты, агрегаты и системы, а также их комплектующие изделия).

Настоящий стандарт распространяется на вновь создаваемые воздушные суда, максимальная сертифицированная взлетная масса которых составляет: для самолетов - 5700 кг и более, для вертолетов - 3100 кг и более, а также на их составные части.

Применение требований настоящего стандарта к другим воздушным судам (в том числе ранее разработанным, а также к воздушным судам, не являющимся самолетами и вертолетами) определяется по усмотрению разработчика воздушного судна.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 56079 Изделия авиационной техники. Безопасность полета, надежность, контролепригодность, эксплуатационная и ремонтная технологичность. Номенклатура показателей

ГОСТ Р 56080 Изделия авиационной техники. Комплексные программы обеспечения безопасности полета, надежности, контролепригодности, эксплуатационной и ремонтной технологичности. Общие требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 авиационная программа: Совокупность взаимосвязанных организационно-технических мероприятий, планируемых в интересах создания авиационной техники гражданского назначения и охватывающих все стадии ее жизненного цикла.

3.2 авиационная техника гражданского назначения (авиационная техника): Создаваемые для гражданской авиации воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты и предназначенные для установки на них составные части (компоненты и комплектующие изделия).

3.3 безопасность полета: Свойство воздушного судна, в целом характеризующее способность обеспечивать завершение полета в ожидаемых условиях эксплуатации без вреда лицам или имуществу.

3.4 ведущий НИИ в области авиационной науки и техники: Определенная уполномоченным федеральным органом исполнительной власти научно-исследовательская организация, проводящая опережающие и прикладные исследования, а также осуществляющая формирование и реализацию единой государственной научно-технической политики в определенной области авиационной науки и техники.

3.5 головной исполнитель: Организация, осуществляющая руководство проектом создания воздушного судна (авиационной программой) и представляющая в отношениях с заказчиками всех участников проекта.

3.6 заказчик: Физическое или юридическое лицо, предъявляющее головному исполнителю и/или разработчику требования к вновь создаваемой авиационной технике.

3.7 запасная часть: Составная часть изделия, предназначенная для замены находившейся в эксплуатации такой же составной части в целях поддержания или восстановления исправности или работоспособности изделия.

3.8 изготовитель: Организация, осуществляющая производство авиационной техники и принимающая на себя ответственность за соответствие этой авиационной техники на момент завершения ее производства утвержденной типовой конструкции данной авиационной техники.

3.9 изделие: Объект авиационной техники, получаемый в результате промышленного производства и используемый в авиационной деятельности.

3.10 изделие комплектующее: Составная часть авиационной техники, являющаяся конструктивно законченным стандартным или иным изделием, необходимым для применения авиационной техники по назначению (например, комплекс, система, прибор, блок, модуль, деталь, механизм и т.п.), поставляемым по заказу лиц, осуществляющих создание, эксплуатацию и/или ремонт авиационной техники, либо самостоятельно создаваемым такими лицами.

3.11

контролепригодность (testability): Свойство изделия, характеризующее его способность к проведению контроля заданными средствами.

[ГОСТ 19919-74, статья 16]

3.12

надежность (reliability): Свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования.

Примечание. Надежность является комплексным свойством, которое в зависимости от назначения объекта и условий его применения может включать безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость или определенные сочетания этих свойств.

[ГОСТ 27.002-89, статья 1.1]

3.13 нормы летной годности: Часть федеральных авиационных правил, содержащая обязательные требования к летной годности образца, направленные на обеспечение безопасности полетов, в том числе требования к конструкции, летным и эксплуатационным характеристикам образца.

3.14 образец: Воздушное судно, авиационный двигатель или воздушный винт.

3.15

отказ (failure): Признак или совокупность признаков нарушения работоспособного состояния объекта, установленные в нормативно-технической и/или конструкторской (проектной) документации.

[ГОСТ 27.002-89, статья 3.3]

3.16 поставщик: Физическое или юридическое лицо - одна из сторон договора поставки, осуществляющее поставку авиационной техники гражданского назначения другому лицу.

3.17 разработчик: Организация, осуществляющая разработку авиационной техники и принимающая на себя ответственность в отношении ее типовой конструкции.

3.18

ремонтная технологичность (maintainability): Технологичность конструкции изделия при всех видах ремонта, кроме текущего.

[ГОСТ 14.205-83, статья 7]

3.19 сертификат типа: Документ, выдаваемый уполномоченным органом по сертификации для подтверждения того, что типовая конструкция образца соответствует требованиям сертификационного базиса.

3.20 сертификационный базис: Документ, содержащий требования к летной годности и охране окружающей среды, применимые к данному образцу авиационной техники.

3.21 составная часть: Самостоятельная часть изделия авиационной техники, предназначенная для выполнения определенных технических функций в составе образца авиационной техники.

3.22 технические условия: Текстовый конструкторский документ, содержащий информацию о типовой конструкции, параметрах и характеристиках изготовляемого экземпляра авиационной техники, которые подлежат контролю и оценке при изготовлении и приемке экземпляра в качестве готовой продукции.

3.23 типовая конструкция: Конструкция образца авиационной техники (включая его летные и эксплуатационные характеристики и их ограничения), соответствие которой применимым требованиям устанавливается по результатам сертификации.

3.24

эксплуатационная технологичность (maintainability): Технологичность конструкции изделия при подготовке его к использованию по назначению, техническом обслуживании, текущем ремонте и утилизации.

[ГОСТ 14.205-83, статья 6]

3.25 эксплуатационно-технические характеристики: Характеристики надежности, безопасности полета, контролепригодности, эксплуатационной и ремонтной технологичности.

3.26 эксплуатант: Лицо, на законном основании владеющее воздушным судном и осуществляющее или планирующее осуществлять на нем полеты.

3.27 эксплуатация: Стадия жизненного цикла изделия, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество, включающая в себя в общем случае использование изделия по назначению, транспортирование, хранение, техническое обслуживание и все виды ремонта, кроме тех, которые выполняются на условиях временного вывода изделия из эксплуатации (например, капитальный ремонт).

     4 Сокращения


В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

АЛП

-

анализ логистической поддержки;

AT

-

авиационная техника;

БД АЛП

-

база данных анализа логистической поддержки;

БНКТ

-

безопасность (полета), надежность, контролепригодность, технологичность (эксплуатационная и ремонтная);

ВС

-

воздушное судно;

ЖЦ

-

жизненный цикл;

ИЛП

-

интегрированная логистическая поддержка;

НД

-

нормативный документ;

НИР

-

научно-исследовательская работа;

ОКР

-

опытно-конструкторская работа;

СЗИ

-

сертификационные заводские испытания;

СКИ

-

сертификационные контрольные испытания;

СНО

-

средства наземного обслуживания;

СЧ

-

составная часть;

СЭК

-

средства эксплуатационного контроля;

ТЗ

-

техническое задание;

ТО

-

техническое обслуживание;

ЭД

-

эксплуатационная документация;

ЭТ

-

эксплуатационная технологичность;

ЭТХ

-

эксплуатационно-технические характеристики.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»