В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 авиационная техника гражданского назначения (авиационная техника): Создаваемые для гражданской авиации воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты и предназначенные для установки на них составные части (компоненты и комплектующие изделия).
2.2 безопасность полета: Свойство воздушного судна в целом, характеризующее способность обеспечивать завершение полета в ожидаемых условиях эксплуатации без вреда лицам или имуществу.
2.3 ведущий научно-исследовательский институт по направлению: Определенная уполномоченным федеральным органом исполнительной власти научно-исследовательская организация авиационной промышленности, проводящая опережающие и прикладные исследования, а также осуществляющая формирование и реализацию единой государственной научно-технической политики в определенной области авиационной науки и техники.
2.4 головной исполнитель: Организация, осуществляющая руководство проектом создания воздушного судна (авиационной программой) и представляющая в отношениях с заказчиками всех участников проекта.
2.5 заказчик: Физическое или юридическое лицо, предъявляющее головному исполнителю и/или разработчику требования к вновь создаваемой авиационной технике.
2.6 запасная часть: Составная часть изделия, предназначенная для замены находившейся в эксплуатации такой же составной части в целях поддержания или восстановления исправности или работоспособности изделия.
2.7 изготовитель: Организация, осуществляющая производство авиационной техники и принимающая на себя ответственность за соответствие этой авиационной техники на момент завершения ее производства утвержденной типовой конструкции данной авиационной техники.
2.8 изделие: Объект авиационной техники, получаемый в результате промышленного производства и используемый в авиационной деятельности.
2.9 изделие комплектующее: Составная часть авиационной техники, являющаяся конструктивно законченным стандартным или иным изделием, необходимым для применения авиационной техники по назначению (например, комплекс, система, прибор, блок, модуль, деталь, механизм и т.п.), поставляемым по заказу лиц, осуществляющих создание, эксплуатацию и/или ремонт авиационной техники, либо самостоятельно создаваемым такими лицами.
2.10 комплексная программа обеспечения безопасности полета, надежности, контролепригодности, эксплуатационной и ремонтной технологичности: Организационный технический документ, определяющий содержание работ, их результаты (отчетные документы) и исполнителей работ, подлежащих выполнению на стадиях жизненного цикла определенного типа воздушного судна для обеспечения высокого уровня его эксплуатационно-технических характеристик, включая выполнение заданных требований к показателям безопасности полета, надежности, контролепригодности и эксплуатационной и ремонтной технологичности воздушного судна и его составных частей.
2.11
контролепригодность (testability): Свойство изделия, характеризующее его приспособленность к проведению контроля заданными средствами. [ГОСТ 19919-74, пункт 16] |
2.12
надежность (reliability): Свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования. Примечание. Надежность является комплексным свойством, которое в зависимости от назначения объекта может включать безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость или определенные сочетания этих свойств. [ГОСТ 27.002-89, пункт 1.1] |
2.13 образец: Воздушное судно, авиационный двигатель или воздушный винт.
2.14
отказ (failure): Событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта. [ГОСТ 27.002-89, пункт 3.3] |
2.15 отказобезопасность: Свойство воздушного судна в целом и/или его функциональных систем, характеризующее способность обеспечивать безопасное завершение полета в ожидаемых условиях эксплуатации при возможных отказах на борту воздушного судна.
2.16 поставщик: Физическое или юридическое лицо - одна из сторон договора поставки, осуществляющее поставку авиационной техники другому лицу.
2.17 разработчик: Организация, осуществляющая разработку авиационной техники и принимающая на себя ответственность в отношении ее типовой конструкции.
2.18