8.1 Общие требования
8.1.1 Дефектацию проводят с целью определения необходимости и объема выполняемого ремонта. По результатам дефектации составляют карты дефектации и ремонта, рекомендуемая форма которых приведена в приложении Д.
8.1.2 Технические требования к дефектации деталей и сборочных единиц, изложенные в настоящем разделе, предназначены для определения допустимых износов деталей при подготовке ремонтного производства.
8.1.3 Дефектацию деталей и сборочных единиц следует проводить внешним осмотром, измерением, проверкой на специальных стендах и в приспособлениях, имитацией работы без нагрузки.
Детали и сборочные единицы, дефектацию которых невозможно провести без очистки мест наиболее вероятного появления дефектов, должны быть предварительно очищены и промыты согласно требованиям раздела 6. После этого проводят их контроль на соответствие требованиям карт дефектации (таблицам дефектов) осмотром, проверкой на стендах и приспособлениях, измерением универсальным измерительным инструментом, калибрами и шаблонами, приборами (с использованием необходимой оснастки) способами, предусмотренными настоящим стандартом. Рекомендуемый перечень измерительного инструмента и приборов, применяемых для измерения и контроля составных частей изделий и деталей при дефектации, приведен в приложении Е (таблица Е.1).
8.1.4 Дефектацию следует проводить в соответствии с требованиями настоящего стандарта, а при наличии технических условий на капитальный ремонт конкретного изделия - по картам дефектации, содержащимся в этих технических условиях.
8.1.5 Проверенные детали и сборочные единицы должны быть отсортированы по группам и промаркированы способами, принятыми производителем ремонта:
а) годные;
б) подлежащие ремонту;
в) неремонтопригодные.
8.1.6 Для выявления внешних дефектов составных частей (трещины, вмятины, дефекты сварных швов, видимые деформации, износ, повреждения изоляции и пр.) при визуальном контроле рекомендуется использовать лупы с 2-10-кратным увеличением.
8.1.7 Отклонения геометрических размеров составных частей следует контролировать с помощью универсального измерительного инструмента, шаблонов, струн, калибров, теодолита. Точность измерения должна удовлетворять требованиям настоящего стандарта (картам дефектации).
8.1.8 Для выявления скрытых дефектов (трещин, коррозии и др.) рекомендуется применять методы неразрушающего контроля.
8.1.9 Рабочие поверхности годных, не требующих ремонта деталей, не должны иметь задиров, забоин и других дефектов, влияющих на работоспособность деталей. Допустимые мелкие повреждения необходимо устранить зачисткой.
8.1.10 При демонтаже подлежат выбраковке детали с явно выраженными дефектами (поломками, неустранимыми трещинами, деформациями и т.п.).
8.1.11 Подлежат замене, независимо от их состояния, неметаллические прокладки, пружинные шайбы и шплинты.
8.2 Металлоконструкции
8.2.1 Дефектация металлоконструкций может быть проведена следующими методами: внешним осмотром; измерениями отклонений от номинальных размеров и геометрической формы; методами неразрушающего контроля и проверкой химических и физико-механических свойств металла.
8.2.2 Не допускаются к восстановлению элементы металлоконструкций при обнаружении следующих дефектов:
- наличие на несущем элементе двух и более поперечных трещин, проходящих более чем на половину поперечного сечения;
- наличие на несущем элементе продольной трещины длиной более 500 мм;
- наличие на несущем элементе двух и более трещин, расположенных на расстоянии менее 200 мм друг от друга;
- наличие повторных трещин усталостного характера;
- наличие резких изгибов в местах деформаций;
- наличие в элементах надрывов или трещин, появившихся в результате аварий;
- наличие коррозионного износа элементов аттракционов более 10% их первоначальной толщины по отношению к номинальной площади сечения, указанной в сортаменте соответствующего профиля. При уменьшении площади сечения в результате коррозии более 10% прочность элементов металлоконструкций должна быть проверена расчетом. В случае уменьшения площади сечения элемента на 15% и более при расчете следует учитывать фактические изменения моментов инерции и сопротивления сечения;
- наличие выпуклостей, изломов, не позволяющих достигнуть после ремонта требуемой несущей способности, определяемой расчетом или испытаниями.
8.3 Валы (оси)