1.1. Настоящие Нормы допускаемых скоростей движения (в дальнейшем - Нормы) распространяются на участки пути и подвижной состав (кроме специального подвижного состава), удовлетворяющие требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и утвержденных в соответствии с ними иных нормативных актов МПС России. Допускаемые скорости движения подвижного состава определяются их конструкционной скоростью, условиями прохождения кривых участков пути, показателями взаимодействия подвижного состава и пути. Конструкционные скорости тягового подвижного состава приведены в табл.1, где указаны вид и серия подвижного состава, а также осевые нагрузки в служебном состоянии (для моторвагонного подвижного состава с учетом номинальной заполненности пассажирами). В табл.2 приведены допускаемые скорости движения в кривых участках пути при непогашенном ускорении 0,7 м/с. В разделах 2-6 настоящих Норм приведены нормы допускаемых скоростей движения, обусловленные показателями взаимодействия подвижного состава и пути. Критерии установления допускаемых скоростей движения подвижного состава приведены в разделе 7 настоящих Норм.
Таблица 1. Основные характеристики тягового подвижного состава
Вид подвижного состава | Серия | Осевая нагрузка, тс | Конструкционная скорость, км/ч | Номер таблицы допускаемых скоростей |
Электровозы переменного тока | ВЛ60, ВЛ60 | 23,0 | 100 | 3 |
ВЛ80, ВЛ82 | 23,0 | 110 | 4, 5 | |
ВЛ80 | 24,0 | 110 | 6, 7 | |
ВЛ80, ВЛ80 | 24,0 | 110 | 7 | |
ВЛ82 | 25,0 | 110 | 8 | |
ВЛ84 | 25,0 | 120 | 9 | |
ВЛ85 | 24,0 | 110 | 10 | |
ВЛ85 | 23,0 | 110 | 11 | |
ЧС8 | 21,9 | 160 | 12 | |
ЧС4, ЧС4 | 21,0 | 160 | 13, 14 | |
ВЛ65 | 22,5 | 120 | 15 | |
ЭП200 | 21,0 | 160 | 33 | |
ВЛ41 | 23,0 | 70 | 16 | |
Электровозы постоянного тока | ВЛ8 | 23,0 | 80 | 17 |
ВЛ8 | 23,7 | 90 | 18 | |
БЛ10, ВЛ12 | 25,0 | 100 | 19 | |
ВЛ10, ВЛ11, ВЛ11, ВЛ11, ВЛ11 | 23,0 | 100 | 20, 21 | |
ВЛ15 | 25,0 | 100 | 22 | |
ВЛ15 | 23,0 | 100 | 23, 24 | |
ВЛ22, ВЛ22, ВЛ61 | 22,0 | 80 (90*) | 25 | |
ВЛ23 | 23,0 | 100 | 26 | |
ЧС1 | 21,5 | 120 | 27 | |
ЧС3 | 21,25 | 120 | 28 | |
ЧС2, ЧС2 | 20,5 | 160 | 29 | |
ЧС6 | 19,5 | 160 | 30 | |
ЧС7 | 21,5 | 160 | 31 | |
ЧС200 | 19,5 | 200 | 32 | |
Тепловозы магистральные с электрической передачей | ТЭП80 | 22,5 | 160 | 33 |
ТЭП70 | 22,5 | 160 | 34 | |
ТЭП70, ТЭП60, 2ТЭП60 | 21,5 | 160 | 35 | |
ТЭП10, ТЭП10Л | 21,5 | 140 | 36 | |
ТЭ7 | 21,0 | 140 | 37, 38 | |
2ТЭ10У | 23,0 | 120 | 39 | |
2ТЭ121 | 25,0 | 100 | 40 | |
2ТЭ116, 2ТЭ10В, 2ТЭ10М, 2ТЭ10У 3ТЭ10В, 3ТЭ10М 3ТЭ10У, 4ТЭ10С | 23,0 | 100 | 41 | |
2ТЭ10Л | 23,0 | 100 | 42 | |
ТЭ10 | 22,6-22,8 | 100 | 43 | |
2ТЭ10Л | 21,6 | 100 | 44 | |
2ТЭ10 | 21,0 | 100 | 45, 46 | |
ТЭ3, 3ТЭ3 | 21,0 | 100 | 46 | |
ТЭМ7, ТЭМ7А | 22,5 | 100 | 47 | |
ТЭМ7 | 21,0 | 100 | 48 | |
ТЭ2 | 21,25 | 95 | 49 | |
ТЭ1 | 20,7 | 95 | 50 | |
Д | 20,4 | 95 | 51 | |
М62 | 19,8 | 100 | 52 | |
2М62 | 20,0 | 100 | ||
2М62У, 3М62У | 21,0 | 100 | 53 | |
Тепловозы магистральные с гидравлической передачей | ТГ106 | 23,7 | 100 | 54 |
ТГ106 | 23,0 | 100 | 55 | |
ТГ102 | 21,1 | 120 | 56 | |
ТГ102 | 20,0 | 120 | 57 | |
Электропоезда | ЭР200 | До 16,4 | 200 | 58 |
ЭР2Р, ЭР2Т | До 19,1 | 130 | 59 | |
ЭТ2, ЭТ2М | 19,6 | 130 | 59 | |
ЭР9П, ЭР9Е, ЭР9Т | До 17,9 | 130 | 59 | |
ЭР9П, ЭР9 | До 17,9 | 130 | 60 | |
ЭД2Т, ЭД4, ЭД4М, ЭД4МК, ЭД9Т, ЭД9М | 21,0 | 130 | 59 | |
ЭР1, ЭР2 | До 16,0 | 130 | 60 | |
Дизель-поезда | ДР1А, ДР1П | До 19,2 | 120 | 61 |
Д и Д1, ДМ1 | До 17,5 | 120 | 62 | |
ДЛ2 | 22,5 | 120 | 63 | |
Автомотрисы | АЧ2 | До 20,0 | 120 | 64 |
Паровозы | П36 | 18,5 | 100 | 65 |
С | 18,0 | 115 | 66 | |
ФД20 | 21,0 | 90 | 67 | |
Л, ЛВ | 18,1/18,8 | 90 | 68 | |
СО17 | 18,0 | 75 | 69 | |
Е, Е | 18,0 | 80 | 70 | |
Э | 16,7 | 65 | 71 | |
Э | 17,8 | 65 | 72 | |
Тепловозы маневровые с электрической передачей | ТЭМ 17 | 21,2 | 100 | 73 |
ТЭМ1, ТЭМ2, ТЭМ2А, ТЭМ2АМ, ТЭМ2У, ТЭМ2УМ, ТЭМ2УМ | 21,0 | 100 | 74 | |
ТЭМ3, ТЭМ16 | 20,6 | 100 | 75 | |
ВМЭ1, ВМЭ2 | 18,6 | 80 | 76 | |
ЧМЭ2 | 18,5 | 80 | 76 | |
ЧМЭ3, ЧМЭ3Э, ЧМЭ3Т | 21,0 | 95 | 77 | |
ЧМЭ5 | 21,0 | 95 | 78 | |
ТЭМ 18 | 21,0 | 100 | 53 | |
Тепловозы маневровые с гидравлической передачей | ТГМ1 | 16,0 | 50 | 79 |
ТГМ3, ТГМ3А, ТГМ3Б | 17,0 | 60 | 80 | |
ТГМ23 | 13,0 | 60 | 81 | |
ТГМ23 | 14,2 | 60 | 82 | |
ТГМ23 | 16,0 | 50 | 83 | |
_______________ * С дополнительными опорами кузова. |
1.2. Содержащиеся в разделах 2-6 настоящих Норм дифференцированные по типам подвижного состава, верхнего строения пути и плану линии допускаемые скорости определяются по условиям динамического воздействия подвижного состава на путь, прочности и стабильности пути, непогашенному ускорению в кривых и устойчивости колеса против вкатывания гребнем на поверхность катания рельса.
Допускаемые скорости предусматриваются для звеньевой конструкции пути с деревянными шпалами и для участков бесстыкового пути, эксплуатируемых согласно техническим указаниям по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути при условии обеспечения прочности рельсов при экстремально низких температурах. При невыполнении этого требования допускаемые скорости снижаются в соответствии с техническими указаниями по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути.
Для пассажирских поездов, состоящих из вагонов на тележках КВЗ-ЦНИИ и ЦНИИ-5, допускаемая скорость устанавливается по ведущей серии локомотивов, но не более 140 км/ч.
Для линий, удовлетворяющих требованиям инструкции по техническому обслуживанию и эксплуатации сооружений, устройств, подвижного состава и организации движения на участках обращения скоростных пассажирских поездов, допускаемые скорости движения пассажирских поездов не должны превышать 200 км/ч.
Для поездов, состоящих из рефрижераторных и контейнерных вагонов и платформ на тележках КВЗ-И2 и ЦМВ-Дессау, допускаемая скорость устанавливается по ведущей серии локомотивов, но не более 120 км/ч.
Для грузовых поездов допускаемая скорость устанавливается по ведущей серии локомотивов, но не более 90 км/ч.
Во всех случаях допускаемая скорость тягового подвижного состава не должна превышать на пути с рельсами Р65 на гравийном балласте 140 км/ч; с рельсами Р50 на щебеночном и асбестовом балласте - 120 км/ч; с рельсами Р50 на гравийном и песчаном балласте - 100 км/ч; с рельсами легче Р50 - 80 км/ч. Скорости движения по пути с рельсами Р75 устанавливаются такие же, как для пути с рельсами Р65.
1.3. Скорости движения четырехосных вагонов на тележках модели 18-100 (типа ЦНИИ-ХЗ) с осевыми нагрузками до 23,5 тс включительно, а также скорости движения шестиосных и восьмиосных вагонов с осевыми нагрузками до 22 тс включительно определяются в соответствии с разделом 4 настоящих Норм. Скорость пропуска их по станционным путям с рельсами Р38 и легче не должна превышать 25 км/ч.
Таблица 2. Допускаемые скорости движения в кривых различных радиусов и возвышений наружного рельса при непогашенном ускорении 0,7 м/с
Радиус кривой, м | Допускаемые скорости, км/ч, при возвышении наружного рельса в кривых, мм | |||||||||||||||
0 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 | 110 | 120 | 130 | 140 | 150 | |
150 | 35 | 35 | 40 | 40 | 40 | 45 | 45 | 45 | 45 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 55 | 55 |
200 | 40 | 45 | 45 | 45 | 50 | 50 | 50 | 55 | 55 | 55 | 55 | 60 | 60 | 60 | 60 | 65 |
250 | 45 | 50 | 50 | 50 | 55 | 55 | 55 | 60 | 60 | 65 | 65 | 65 | 65 | 70 | 70 | 75 |
300 | 50 | 55 | 55 | 55 | 60 | 60 | 65 | 65 | 65 | 70 | 70 | 70 | 75 | 75 | 75 | 80 |
350 | 55 | 60 | 60 | 60 | 65 | 65 | 70 | 70 | 70 | 75 | 75 | 75 | 80 | 80 | 85 | 85 |
400 | 60 | 60 | 65 | 65 | 70 | 70 | 75 | 75 | 75 | 80 | 80 | 85 | 85 | 85 | 90 | 95 |
500 | 65 | 70 | 70 | 75 | 75 | 80 | 80 | 85 | 85 | 90 | 90 | 95 | 95 | 95 | 100 | 105 |
600 | 75 | 75 | 80 | 80 | 85 | 85 | 90 | 90 | 95 | 95 | 100 | 100 | 105 | 105 | 110 | 115 |
700 | 80 | 80 | 85 | 90 | 90 | 95 | 95 | 100 | 105 | 105 | 110 | 110 | 110 | 115 | 115 | 125 |
800 | 85 | 85 | 90 | 95 | 95 | 100 | 105 | 105 | 110 | 115 | 115 | 120 | 120 | 125 | 125 | 130 |
900 | 90 | 95 | 95 | 100 | 105 | 105 | 110 | 115 | 115 | 120 | 125 | 125 | 130 | 130 | 135 | 140 |
1000 | 95 | 100 | 100 | 105 | 110 | 115 | 115 | 120 | 125 | 125 | 130 | 130 | 135 | 140 | 140 | 145 |
1100 | 100 | 100 | 105 | 110 | 115 | 115 | 120 | 125 | 130 | 130 | 135 | 140 | 140 | 145 | 145 | 150 |
1200 | 105 | 105 | 110 | 115 | 120 | 125 | 130 | 130 | 135 | 140 | 140 | 145 | 145 | 150 | 155 | 160 |
1300 | 105 | 110 | 115 | 120 | 125 | 130 | 130 | 135 | 140 | 145 | 145 | 150 | 155 | 155 | 160 | 165 |
1400 | 110 | 115 | 120 | 125 | 130 | 135 | 135 | 140 | 145 | 150 | 150 | 155 | 160 | 165 | 165 | 170 |
1500 | 115 | 120 | 125 | 130 | 135 | 140 | 140 | 145 | 150 | 155 | 160 | 160 | 165 | 170 | 170 | 175 |
1600 | 120 | 125 | 130 | 135 | 140 | 140 | 145 | 150 | 155 | 160 | 165 | 165 | 170 | 175 | 180 | 180 |
1700 | 120 | 125 | 130 | 135 | 140 | 145 | 150 | 155 | 160 | 165 | 170 | 170 | 175 | 180 | 185 | 185 |
1800 | 125 | 130 | 135 | 140 | 145 | 150 | 155 | 160 | 165 | 170 | 175 | 175 | 180 | 185 | 190 | 195 |
1900 | 130 | 135 | 140 | 145 | 150 | 155 | 160 | 165 | 170 | 175 | 180 | 180 | 185 | 190 | 195 | 200 |
2000 | 135 | 140 | 145 | 150 | 155 | 160 | 165 | 170 | 175 | 180 | 180 | 185 | 190 | 195 | 200 | |
2100 | 135 | 140 | 150 | 155 | 160 | 165 | 170 | 175 | 180 | 185 | 185 | 190 | 195 | 200 | ||
2200 | 140 | 145 | 150 | 155 | 160 | 165 | 170 | 175 | 180 | 185 | 190 | 195 | 200 | |||
2300 | 140 | 150 | 155 | 160 | 165 | 170 | 175 | 180 | 185 | 190 | 195 | 200 | ||||
2400 | 145 | 150 | 160 | 165 | 170 | 175 | 180 | 185 | 190 | 195 | 200 | |||||
2500 | 150 | 155 | 160 | 165 | 175 | 180 | 185 | 190 | 195 | 200 | ||||||
2600 | 150 | 160 | 165 | 170 | 175 | 180 | 190 | 195 | 200 | |||||||
2700 | 155 | 160 | 170 | 175 | 180 | 185 | 190 | 195 | 200 | |||||||
2800 | 155 | 165 | 170 | 175 | 185 | 190 | 195 | 195 | 200 | |||||||
2900 | 160 | 165 | 175 | 180 | 185 | 190 | 200 | 200 | ||||||||
3000 | 165 | 170 | 175 | 185 | 190 | 195 | 200 | |||||||||
3100 | 165 | 175 | 180 | 185 | 195 | 200 | ||||||||||
3200 | 170 | 175 | 185 | 190 | 195 | 200 | ||||||||||
3300 | 170 | 180 | 185 | 190 | 200 | |||||||||||
3400 | 175 | 180 | 190 | 195 | 200 | |||||||||||
3500 | 175 | 185 | 190 | 200 | ||||||||||||
3600 | 180 | 185 | 195 | 200 | ||||||||||||
3700 | 180 | 190 | 195 | 200 | ||||||||||||
3800 | 185 | 190 | 200 | |||||||||||||
3900 | 185 | 190 | 200 | |||||||||||||
4000 | 190 | 195 | 200 | |||||||||||||
4100 | 190 | 200 | ||||||||||||||
4200 | 195 | 200 | ||||||||||||||
4300 | 195 | 200 | ||||||||||||||
4400 | 200 |
1.4. Таблицы в разделах 2-4 настоящих Норм применяются для типов верхнего строения пути, в элементах которого при данных скоростях не возникает перенапряжений.
При более легких типах верхнего строения и в других, не предусмотренных настоящими Нормами случаях условия обращения отдельных видов подвижного состава должны согласовываться с Департаментом пути и сооружений МПС России.
1.5. При расчетах допускаемых скоростей учтено, что изменения в нагрузках отдельных осей не превышают значений, установленных в технических условиях на изготовление соответствующих типов и серий тягового подвижного состава. Скорость движения поезда определяется допускаемой скоростью самого медленного типа подвижного состава, включенного в его состав.
1.6. В таблицах настоящих Норм приняты следующие буквенные обозначения:
- конструкционная скорость подвижного состава;
- максимальная допускаемая скорость движения подвижного состава в кривых участках при непогашенном ускорении 0,7 м/с и возвышении наружного рельса 150 мм;
- допускаемая скорость движения подвижного состава, установленная при его испытаниях по величине соотношения горизонтальных поперечных и вертикальных сил, действующих на путь. При превышении этой скорости возможны нарушения поперечной устойчивости пути и устойчивости колеса против вкатывания на рельс.
Скорость, указанная в таблицах без буквы, соответствует ограничению по прочности пути.
В характеристиках конструкции пути буквы означают род балласта:
Щ - щебеночный, Ас - асбестовый, Гр - гравийный, П - песчаный.
Расположенная после типа рельсов цифра "6" в скобках обозначает приведенный износ рельсов в миллиметрах, для которого рассчитаны допускаемые скорости. Коэффициент приведения бокового износа к вертикальному при этом принят равным 0,5. Такая же норма скорости может быть принята и при большей величине приведенного износа, если в соответствии с действующими указаниями по параметрам износа рельсы не являются дефектными.