Статус документа
Статус документа

ГОСТ 31843-2013 (ISO 13707:2000) Нефтяная и газовая промышленность. Компрессоры поршневые. Общие технические требования (с Поправкой)

     9.1 Приводы

9.1.1 Общие требования

9.1.1.1 Тип привода должен быть определен покупателем. Привод и оборудование для силовой передачи должны быть предоставлены продавцом при отсутствии иных договоренностей. Конструкция привода должна соответствовать максимальному установленному режиму работы, включая потери от переходного затухания и/или потери в зубчатых передачах, и должна соответствовать всем относящимся к нему характеристикам, приведенным в запросе и заказе. Все элементы привода должны бесперебойно работать при всех указанных режимах эксплуатации и погодных условиях. Привод должен быть способен приводить в движение компрессор на всех режимах его работы при полной подаче и без отбора газа при соответствующем давлении, установленном в предохранительном клапане.

9.1.1.2 Предполагаемые изменения в условиях работы, которые могут повлиять на конструкцию привода (например, изменения давления, температуры или качеств среды, а также особые условия запуска на конкретном предприятии), должны быть указаны покупателем.

9.1.1.3 Пусковые условия для оборудования, работающего от привода, должны быть указаны покупателем и способ запуска должен быть согласован между продавцом и покупателем. Возможности привода при пусковом крутящем моменте должны превышать требования к пусковому крутящему моменту для данного оборудования.

9.1.1.4 Инерция вращающихся частей компрессора и привода должна быть такова, что угловые колебания вокруг оси должны быть сведены к минимуму. Нежелательными колебаниями являются те, которые могут привести к поломке, нетипичному износу деталей, препятствовать работе регулятора и регулирующей системы привода и вызвать серьезные нарушения в системе привода и/или электрической системе. На исходном этапе расчетов колебания полной амплитуды скорости должны быть ограничены 1,5% номинальной скорости при полной нагрузке и частичной нагрузке, если предусмотрено постепенное изменение нагрузки. Продавец компрессора должен проинформировать производителя привода об условиях его эксплуатации и должен получить подтверждение, что данный привод подходит для данного режима эксплуатации.

9.1.1.5 Для того чтобы определить размеры маховиков и муфт для зубчатых передач, максимальная амплитуда вибрации от крутящего момента в зубчатой передаче не должна превышать 25% крутящего момента, соответствующего максимальной нагрузке на компрессор, и ни в коем случае не должно быть обратного крутящего момента при зацеплении зубчатых передач.

9.1.1.6 Для компрессоров с приводом от клинового ремня максимальная амплитуда скоростных колебаний не должна превышать 3% номинальной скорости компрессора при любом рабочем режиме (см. 9.4).

9.1.2 Приводы от двигателя

9.1.2.1 Для оборудования с приводом от электродвигателя мощность двигателя должна составлять не менее 110% максимальной мощности, необходимой для любого из режимов работы.

9.1.2.2 Электродвигатели для приводов могут быть либо синхронными, либо асинхронными и должны принадлежать к одному из следующих типов по требованию покупателя:

- консольный (навесной) тип, в котором ротор двигателя установлен на выступе картера компрессора без каких-либо дополнительных подшипников (см. 9.1.2.10);

- одноподшипниковый двигатель с единственным наружным подшипником, установленным на отдельной стойке;

- одноподшипниковый двигатель со встроенным подшипником;

- двуподшипниковый двигатель с отдельными стойками для подшипников;

- двуподшипниковый двигатель со встроенными подшипниками.

Вал одноподшипникового двигателя должен быть надежно прикреплен к коленвалу компрессора. При отсутствии иных договоренностей соединение должно быть с коваными фланцами.

Двуподшипниковый двигатель может быть напрямую прикреплен к компрессору или может приводить компрессор в движение посредством редукционной передачи или с помощью ремней согласно запросу покупателя.

При необходимости одноподшипниковый двигатель может быть оснащен временным встроенным крепежным устройством для облегчения его установки и регулировки.

9.1.2.3 Покупатель должен указать тип привода для двигателя, его электрические характеристики, пусковые условия (включая возможный перепад напряжения при запуске), тип корпуса, уровень звукового давления, классификацию зон по национальными стандартами государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта*, класс изоляции и максимальный подъем температуры, а также высоту над уровнем моря, потери при электрической передаче и все требования к коэффициенту мощности, температурные датчики, датчики вибрации, нагревательные приборы и такие дополнительные устройства, как двигатель-генераторные агрегаты, вентилятор и измерительные устройства (см. 9.4.3).

________________

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р МЭК 60079-0-2011


Полностью встроенные двигатели, установленные в опасных зонах, если эти двигатели не являются взрывозащищенными или герметизированными, должны быть оснащены соединениями для продувки.

Примечание - При продувке сухим воздухом или инертным газом двигателей, не являющихся ни взрывозащищенными, ни герметизированными, рекомендуется не допускать скопления огнеопасного газа в корпусе двигателя, что может привести к взрыву.

9.1.2.4 Требования к пусковому крутящему моменту двигателя следует учитывать при пониженном напряжении, указанном покупателем, и двигатель должен будет набрать полную скорость в период времени, согласованный между продавцом и покупателем.

Пусковой крутящий момент двигателя должен быть достаточным для запуска компрессора без необходимости понижать давление в какой-либо ступени компрессора с его нормального уровня давления на всасывании.

9.1.2.5 При отсутствии иных указаний двигатель должен соответствовать [20] и национальным стандартам государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта*.

________________

* На территории Российской Федерации действуют ГОСТ Р МЭК 60079-0-2011 и ГОСТ Р 52776-2007.

9.1.2.6 Комбинированная инерция вращающихся деталей компрессора с синхронным двигателем должна быть достаточной для того, чтобы свести перепады тока в двигателе до значения, не превышающего 66% тока нагрузки (см. национальные стандарты государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта*) при всех указанных режимах нагрузки, включая работу без нагрузки, когда давление в цилиндрах находится на уровне их обычного давления на всасывании. Для компрессоров с асинхронным двигателем перепады тока не должны превышать 40% тока нагрузки. Покупатель должен предоставить продавцу данные об электрической системе, необходимые для правильного выполнения проекта.