7.9.1 При выборе трассы тоннельного перехода необходимо, как правило, предусматривать заложение тоннеля вне зон тектонических разломов в однородных по сейсмической жесткости грунтах. При прочих равных условиях следует отдавать предпочтение вариантам с более глубоким заложением тоннеля.
7.9.2 Для участков пересечения тоннелем тектонических разломов, по которым возможна подвижка массива горных пород, при соответствующем технико-экономическом обосновании необходимо предусматривать увеличение площади сечения тоннеля.
7.9.3 При расчетной сейсмичности 8 и более баллов обделку тоннелей следует проектировать замкнутой. Для тоннелей, сооружаемых открытым способом, следует применять цельносекционные сборные элементы. При расчетной сейсмичности менее 8 баллов обделку горного тоннеля допускается выполнять из набрызг-бетона в сочетании с анкерным креплением.
7.9.4 Порталы тоннелей и лобовые подпорные стены следует проектировать, как правило, железобетонными. При расчетной сейсмичности до 8 баллов включительно допускается применение бетонных порталов.
7.9.5 Для компенсации продольных деформаций обделки следует устраивать антисейсмические деформационные швы, конструкцией которых должна быть предусмотрена возможность смещения элементов обделки и сохранения гидроизоляции.
7.9.6 В местах примыкания к основному тоннелю камер и вспомогательных тоннелей (вентиляционных, дренажных и пр.) следует устанавливать антисейсмические деформационные швы.
7.9.7 Транспортные и пешеходные тоннели в дорожных насыпях допускается сооружать из металлических гофрированных оболочек открытого или замкнутого контура поперечного сечения с опиранием их на малосжимаемый грунт, фундаменты мелкого или глубокого заложения. Прочность и устойчивость оболочек должны быть проверены расчетом, обеспечивая необходимые характеристики грунта насыпи, уплотняя и армируя геосинтетическим материалом. Прочность и устойчивость оболочек обеспечивают подбором соответствующего сортамента гофрированых листов, а также усилением свода стальными элементами или бетонным покрытием.