Статус документа
Статус документа

ГОСТ 32452-2013 (EN 15270:2007) Горелки пеллетные для котлов отопительных тепловой мощностью до 100 кВт. Общие технические требования и методы испытаний (с Поправкой)

     5.2 Безопасность

5.2.1 Общие положения

Потенциальные угрозы при работе горелки, принимая во внимание характеристики котлов, предотвращают путем конструктивных мер или с помощью предохранительных устройств. Безопасность должна поддерживаться при возможном повреждении самого предохранительного устройства.

Изготовитель должен представить оценку риска всех возможных опасностей горелки и меры для их предотвращения, включая определение классов безопасности. Классы безопасности определяют следующим образом:

1) класс безопасности А: функции управления, не предназначенные для предотвращения опасного состояния горелки. Оценка функциональной безопасности не требуется;

2) класс безопасности В: функции управления, предназначенные для предотвращения опасного состояния горелки. Выход из строя устройства управления не приводит к опасной ситуации. Требуется первоначальная оценка ошибки устройства управления, включая программное обеспечение класса В, согласно ГОСТ IЕС 60730-1;

3) класс безопасности С: функции управления, отказ которых может привести непосредственно к опасности, либо предназначенные для предотвращения особых опасностей, таких как взрывы. Требуется вторичная оценка ошибки устройства управления, включая программное обеспечение класса С, согласно [3].

Оценка риска должна охватывать по крайней мере следующее:

a) требования, указанные в 5.2.2-5.2.11;

b) пуск горелки, продувка, зажигание, контроль пламени, отвод продуктов сгорания, регулирование тепловой мощности, контроль соотношения пеллеты/воздух.

При оценке рисков каждая выявленная угроза соотносится с одним из вышеуказанных классов безопасности.

Пример для оценки риска проскока пламени приведен в приложении D. Пример оценки риска и соотношение с соответствующими классами безопасности для функций контроля с помощью электронных устройств приведен в приложении Е.

Срабатывание системы безопасности должно вызвать по крайней мере прекращение подачи топлива.

5.2.2 Безопасность при проскоке пламени

Проскок пламени в любом режиме, который отличается от нормальной эксплуатации, предотвращается либо конструктивными мерами, либо путем использования предохранительных устройств или других средств, которые обеспечивают эквивалентный уровень безопасности.

Риск проскока пламени классифицируется как риск класса безопасности С согласно 5.2.1.

Сбой привода подающего шнека не должен привести к опасной ситуации.

Горелка должна иметь по крайней мере две различные системы безопасности для предотвращения возникновения проскока пламени от топки горелки.

По крайней мере одна из систем безопасности должна работать независимо от состояния электропитания. Если одна из систем безопасности горелки предназначена для аварийного сброса топлива, сброс должен происходить в котел. Сброс должен быть ограничен тем количеством топлива, которое содержится в подающем шнеке. Содержание топливного бункера не должно сбрасываться в этом случае. Горелка должна иметь аварийный источник питания (такой как электрический резервный аккумулятор или механическое/термомеханическое устройство). По крайней мере одна из систем безопасности должна продолжать работать в случае прерывания подачи топлива (например, блокировки подающего шнека).

Отключение электроэнергии не должно приводить ни к утечке продуктов сгорания из пеллетной горелки, ни к проскоку пламени.

Температура в зоне подачи топлива не должна превышать 85°С в нормальном режиме. Датчик систем безопасности должен сработать, прежде чем температура превысит 95°С.

Если горелка оборудована опускным желобом, разница между нижним и верхним уровнями топлива должна составлять не менее 150 мм и измеряться от самой высокой точки нижнего слоя пеллет. Это расстояние должно быть не менее 250 мм, если максимальная тепловая мощность горелки превышает 15 кВт.

5.2.3 Защита от перегрузки котла топливом или прекращение подачи топлива

Эксплуатация горелки при непрерывной работе подающего шнека на максимальной скорости вращения не должна приводить к опасной ситуации.

Испытание на перегрузку согласно 6.6.1.3 можно не проводить, если предохранительное устройство класса безопасности С согласно 5.2.1 предотвращает режим перегрузки.

Котел должен быть оборудован предохранительным устройством прерывания подачи топлива, если горение в топке горелки является неполным или отсутствует.

Испытание на прерывание подачи топлива согласно 6.6.1.3 может не проводиться, если используется предохранительное устройство класса безопасности В или С согласно 5.2.1.

В фазе зажигания предохранительное устройство должно прерывать подачу топлива при недостаточном или отсутствующем горении по истечении времени безопасности для пуска горелки, указанного изготовителем. По истечении времени безопасности в топке горелки не должно находиться критическое количество топлива, если зажигание топлива не происходит. Сбой предохранительного устройства для определения неполного сгорания не должен приводить к опасной ситуации.

5.2.4 Колебание напряжения