Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 56024-2014 Внутренний водный транспорт. Система управления безопасностью судов. Требования к организации обеспечения живучести судна

     8 Организация обучения персонала

8.1 Общие положения

8.1.1 Для достижения должного уровня знаний и натренированности экипажа, обеспечения надлежащей организации, слаженности, точности и быстроты его действий по квалифицированному применению всех средств борьбы за живучесть судна и спасательных средств в сложных аварийных обстоятельствах должна осуществляться подготовка к борьбе за живучесть судна.

8.1.2 Подготовка экипажа к борьбе за живучесть судна должна включать занятия, тренировки и учебные тревоги с максимальным использованием материальной части (плакаты, видео, имущество, инвентарь и т.п.), а также самостоятельную подготовку.

8.1.3 Подготовка к борьбе за живучесть судна обязательна для всего экипажа и должна проводиться по планам, разработанным с учетом типа и особенностей судна, рода перевозимого им груза и района его плавания в комплексе с технической учебой.

8.1.4 Подготовка экипажа к борьбе за живучесть судна должна быть последовательной и включать:

а) изучение устройства судна, судовой техники, в т.ч. стационарных технических средств борьбы за живучесть судна и предметов аварийного и противопожарного снабжения и спасательных средств;

б) изучение предупредительных мероприятий по обеспечению живучести судна;

в) отработку первичных мероприятий по борьбе за живучесть судна;

г) подготовку командного состава к руководству борьбой за живучесть судна и отработку его взаимозаменяемости, отработку связи и взаимодействия с экипажем и отдельными постами;

д) отработку взаимодействия и взаимозаменяемости членов экипажа по борьбе за живучесть судна;

е) изучение и отработку способов оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

ж) знание методов индивидуальной защиты;

и) изучение и отработку обязанностей по всем тревогам.

8.1.5 Отработка организации спасания и борьбы за живучесть является составной частью повседневной службы на судне. Порядок выполнения действий в аварийных ситуациях должен быть изложен в плане действий в аварийных ситуациях. Обязанности всех членов экипажа судна в опасных и аварийных ситуациях должны быть изложены в расписании по судовым тревогам.

Обучение и тренировки на судне рекомендуется совмещать с проверкой состояния надежности и готовности к действию судового оборудования, обеспечивающего безопасность человеческой жизни и судна.

8.1.6 Обучение и тренировки судового и берегового персонала по отработке действий в аварийных ситуациях должны проводиться по программам, разработанным в компании и на судне.

Сроки проведения занятий, учений и тренировок и их периодичность устанавливаются в зависимости от уровня подготовленности экипажа и реальных возможностей.

8.1.7 Обучение и тренировки экипажа проводятся, как правило, командным составом судна по подчиненности.

8.1.8 Обучение персонала должно осуществляться по следующим видам:

а) эксплуатационное;

б) производственно-ознакомительное;

в) сертификационное;

г) прочее, применяемое на всех судах;

д) специальное, применяемое на специфических типах судов.

8.1.9 Эксплуатационное обучение проводится на судне или берегу для повышения знаний и мастерства, квалификации, компетентности и профессиональной подготовленности судового персонала к исполнению своих обязанностей перед назначением на судно или во время пребывания на нем. В процессе функционирования системы управления безопасностью идентифицируются слабо отработанные судовые операции, подлежащие включению в программы эксплуатационного обучения судового персонала.

8.1.10 Производственно-ознакомительное обучение проводится с назначаемым на суда персоналом, который до вступления в должность знакомится со своими обязанностями, с технико-эксплуатационными характеристиками и общим устройством судна, расположением судовых помещений, входов и выходов, в том числе аварийных, с судовыми устройствами, системами и оборудованием, относящимися к его заведованию в нормальных эксплуатационных условиях и аварийных ситуациях.

Производственно-ознакомительное обучение необходимо производить путем:

а) изучения судна, судовой системы управления безопасностью, расписаний по судовым тревогам, внутреннего распорядка, должностных обязанностей и инструкций под руководством непосредственного начальника;