Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 22.3.09-2014/ИСО 22320:2011 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент чрезвычайных ситуаций. Требования к реагированию на инциденты (Переиздание)

     4.3 Человеческий фактор


Крайне важно уделять внимание роли человека в реагировании на инцидент для того, чтобы организации могли действовать и решать поставленные задачи без сбоев, связанных с ограниченностью человеческих возможностей. Реагирование на инциденты должно осуществляться с учетом культурных особенностей пострадавшего населения и его потребностей.

Организация должна учитывать человеческий фактор и принимать соответствующие меры, в том числе такие как:

- распределение рабочей нагрузки;

- охрана здоровья и техника безопасности;

- ротация персонала;

- разработка понятных интерфейсов "человек-машина" с защитой от случайных ошибок.

При задании и проектировании структур, процессов и оборудования для осуществления командования и управления (особенно тех, которые предназначены для использования несколькими организациями или странами), необходимо учитывать имеющиеся различия между пользователями, например в уровне квалификации, культурных традициях, языковых знаниях и рабочих протоколах.

Все участники должны быть в состоянии в любой момент времени знать свое место и роль в общей оперативной структуре и иметь соответствующую квалификацию для управления находящимися в их распоряжении средствами, что достигается путем проведения тренировок и учений.

При проектировании интерфейсов "человек-машина" следует в первую очередь учитывать квалификацию, особенности, недостатки, умения и навыки исполнителя, а также требования, вытекающие из постановки задачи. В тех случаях, когда электронные и/или механические системы являются частью структуры командования и управления, человек-оператор должен иметь приоритет в системе "человек-машина", если не предусмотрено иное.

Должны быть предусмотрены надлежащие меры для снятия психоэмоционального напряжения, испытываемого каждым исполнителем.