Стандарты на системы менеджмента все больше используются по всему миру организациями всех типов и размеров. Чтобы эти стандарты оставались полезными, заслуживали внимания и уважения, они должны отражать существующие потребности рынка и быть взаимно совместимыми для облегчения совместного применения.
Международная организация по стандартизации (ИСО) признала необходимость обеспечения рынка своевременными и совместимыми стандартами на системы менеджмента и подтвердила, что этому могла бы способствовать общая методология разработки таких стандартов и рассмотрение, например, таких вопросов, как их экономическая стоимость и эффективность. В результате было разработано Руководство ИСО/МЭК 72* по обоснованию и разработке стандартов на системы менеджмента в качестве дополнительного указания к Директивам ИСО/МЭК. Это руководство и послужило основой для разработки многих стандартов на системы менеджмента.
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Инновация как улучшение существующей или создание совершенно новой продукции, процессов, услуг, а также бизнес- или организационных моделей является основным двигателем экономического роста.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) определяет инновацию как "применение новой значительно улучшенной продукции (материальных товаров и услуг), процессов, новых рыночных методов, или новых организационных методов в бизнес-практике, организации рабочих мест или внешних отношениях".
Инновации могут быть по своей природе технологическими и нетехнологическими и применяться как в торговых, так и, что более важно, в неторговых секторах. Более того, нетехнологические инновации так же важны, как и технологические, хотя лучше всего, когда они комбинируют в себе и технологические и нетехнологические элементы. И эта тенденция указывает на все возрастающую по своей важности роль, которую играют услуги в инновациях.
ОЭСР провел ряд исследований по изучению производительности и занятости, констатируя, что технологии как устраняют рабочие места, так и создают их. Обычно ликвидируются низкооплачиваемые места, низкопродуктивные виды работ и создаются виды работ более продуктивные, высокопрофессиональные и лучше оплачиваемые. Исторически создающие прибавочную стоимость технологические эффекты оказываются более мощными, чем эффекты от замещения рабочих мест: технологический прогресс сопровождается не только более высоким выходом и продуктивностью, но и большей всеобщей занятостью.
Специальное исследование, проведенное группой по технической поддержке и обучению АТЭС (TATF АРЕС), использовало ранжирование результатов стран - членов АТЭС по шести ключевым областям инновационной политики:
- открытый и недискриминационный доступ на рынок, прямые иностранные инвестиции и политика в области стандартизации;
- политика в области науки и научных исследований, способствующих инновациям;
- цифровая политика, приводящая к сильному развитию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
- эффективная политика по защите прав интеллектуальной собственности;
- открытость в отношении внутренней конкуренции и вхождения на внутренний рынок новых фирм;
- открытая и прозрачная политика в области государственных закупок.
Десятки стран разработали собственные национальные инновационные стратегии с целью наращивания экономического потенциала в результате инновационной политики, понимая, что правительства могут и должны сыграть конструктивную роль в развитии конкуренции в частном секторе. Правильное проведение инновационной политики требует, чтобы страны овладели тремя компонентами инновационной экосистемы: бизнес-среды, регулятивной среды и среды инновационной политики.
Бизнес-среда включает финансирование, институты частного сектора и бизнес-возможности.
Регуляторная среда дает возможность всей организационной структуре быть инновационной, включая:
- конкурентную и открытую торговую систему, подстегивающую национальные компании участвовать в инновациях путем добросовестной конкуренции;
- поддерживать конкурентоспособность продукции и услуг на рынке таким образом, чтобы новые игроки, включая и новые бизнес-модели, могли войти на этот рынок;
- налоговую систему, подстегивающую инновации и дающую возможность предприятиям конкурировать на мировых рынках;
- регулятивные требования для бизнеса, которые до возможной степени основываются на согласованных, прозрачных и основанных на представительных стандартах;
- ограничение регулирования в области цифровой экономики, которое сдерживает развитие цифровых инноваций и их применение;
- нормотворческий процесс, который является прозрачным и основанным на законах;
- государственные закупки, основанные на представительных стандартах, а также на добросовестной конкуренции;
- защиту интеллектуальной собственности, позволяющую получить отдачу от инноваций.
Среда инновационной политики включает:
- поддержку технологических исследований;