Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 55899-2013 Руководство по обоснованию применимости и разработке стандартов на системы кризисного менеджмента

     5 Общие принципы


Следующие общие принципы служат руководством для оценки пригодности для рынка предложенной новой разработки (раздел 6) и процессов разработки стандарта организацией (раздел 7), если новая разработка начата.

Вопросы-критерии для анализа обоснования, приведенные в приложении А, основаны на этих принципах. На соответствие этим принципам следует оценивать ответы на поставленные вопросы.

Процессы, описанные в разделе 7, подобным образом основаны на этих принципах, которые предоставляют критерии для верификации и валидации правильности результатов разработки ССМ.

Стандарты на системы кризисного менеджмента (ССКМ) должны основываться на международных и национальных стандартах, не противоречить им, и дополнять их в части повышения эффективности работы предприятий.

ССКМ должны учитывать современные направления развития систем и инструментов менеджмента и по возможности использовать интегрированный подход к системам менеджмента. При этом в настоящем стандарте под интеграцией подразумевают не только и не столько совместную разработку систем менеджмента, основанных на единых принципах ИСО 9000 и цикле PDCA, которые в силу одного из принципов применяются в основном для целей постоянного улучшения и во многих случаях не могут быть использованы в системах кризисного менеджмента, сколько включение в системы менеджмента предприятий современных механизмов и инструментов менеджмента.

ССМ должны включать, по возможности, имеющийся опыт других организаций, полученный в результате аналогичных или близких ситуаций.

Целесообразно рассматривать две разновидности кризисов: те, которые проявляются более или менее сразу и драматично (внезапные кризисы), и те, которые проявляются в виде постепенного нарастания признаков в течение времени (тлеющие кризисы).

Внезапные кризисы характеризуются мгновенным возникновением. Как правило, они являются непредвиденными и обостряются очень быстро зачастую вследствие тяжелого инициирующего события или неподконтрольного инцидента. Непосредственную причину можно решить быстро, но последствия (включающие расследования и правовые действия) могут потребовать непрерывного стратегического реагирования в течение долгого периода времени.

Ключевой аспект в отношении этих кризисов заключается в том, что для высшего руководства, по крайней мере, некоторые элементы кризиса будут очевидны, поэтому будет легко мобилизовать (во всяком случае, на ближайшее время) ресурсы, необходимые для регулирования последствий.

Общей чертой тлеющих кризисов является то, что их влияние на организацию и на причастные стороны растет, иногда незаметно, в течение определенного периода времени, в то время как показатели потенциального кризиса пропускаются, отрицаются, игнорируются или неверно интерпретируются.

Главной трудностью для высшего руководства является признание угрозы для организации и нахождение поддержки для осуществления проактивного ответного действия прежде, чем трудность перерастет в полноценный кризис.

Значительная часть имеющихся литературных источников по менеджменту в условиях кризиса утверждает, что большинство кризисов являются тлеющими. Это убедительная причина для разработки функции "сканирования горизонта", позволяющей установить, оценить и смягчить потенциальные и возникающие угрозы как можно раньше. Для этого необходим непрерывный обмен информацией о возможных последствиях событий и изменениях в деловой среде.

5.1 Принципы разработки ССКМ

Инициировать, разрабатывать и поддерживать ССМ следует только в том случае, когда соблюдаются принципы, представленные в таблице 1.


Таблица 1 - Общие принципы разработки ССКМ

Название

Описание

Коммерческая пригодность

Любой ССКМ должен удовлетворять потребности и иметь ценность для первичных пользователей и других затронутых сторон.

Совместимость

Следует поддерживать совместимость между разными ССКМ и стандартами одного семейства.

Легкость применения

Следует обеспечить легкое применение пользователем одного или нескольких ССКМ.

Охват темы разработки

ССКМ должен иметь достаточную область применения, чтобы исключить или свести к минимуму необходимость в узкоспециализированных вариантах.

Гибкость

ССКМ должен быть применим к организациям любого размера во всех уместных секторах и сферах деятельности. ССКМ не должен препятствовать организации добавлять, видоизменять или усиливать его системы управления за пределами требований этого стандарта.

Технически надежный базис

В основе ССКМ должна лежать проверенная практика менеджмента или существующие достаточно обоснованные и пригодные данные.

Легкость понимания

ССКМ должен быть понятным, однозначным и свободным от предубеждений и применим к бизнесу вообще.

Свободная торговля

ССКМ должен позволять свободную торговлю товарами и услугами в соответствии с принципами, включенными в Соглашение по техническим барьерам в торговле (ТБТ) ВТО

Применимость для оценки соответствия

Следует проанализировать потребность организации и рынка в одно-, двух- и трехсторонней оценке соответствия или любой их комбинации. В области применения разработанного ССКМ следует четко указать пригодность его использования для оценки соответствия. ССКМ должен облегчать проведение в организации аудитов.

Исключения

ССКМ не должен включать в себя технические условия, непосредственно относящиеся к изделию (услугам), методам испытаний, уровням функционирования (т.е. установкам пределов) и другим формам стандартизации продукции, которая выпускается организацией, применяющей стандарт на систему менеджмента.

Гармонизация и эквивалентность

ССКМ должен основываться на международных и национальных стандартах, не противоречить им и дополнять их в части повышения эффективности работы предприятий.

Интеграция

ССКМ должен учитывать современные направления развития систем и инструментов менеджмента и по возможности использовать интегрированный подход к системам менеджмента.

Примечание - Под интеграцией в инновационных сферах деятельности в настоящем стандарте подразумевают не только и не столько совместную разработку основанных на единых принципах ИСО 9000 и цикле PDCA, которые в силу одного из принципов применяются в основном для целей постоянного улучшения и во многих случаях не могут быть использованы в системах кризисного менеджмента, сколько включение в системы менеджмента предприятий современных механизмов и инструментов менеджмента.

5.2 Планирование непредвиденных ситуаций и кризисный менеджмент

В данном разделе приводятся основные положения в области регулирования кризисных ситуаций, которые необходимо принимать во внимание при разработке ССКМ.

Независимо от того, какие стратегии в области риск-менеджмента использует организация, она никогда не сможет устранить риски полностью, все еще сталкиваясь с тремя следующими главными типами рисков (см. рис.1):

остаточные риски (риски, которые остаются после обработки риска, как определено в Руководстве ИСО 73:2009);

риски, которые организация согласилась принять на себя;

риски, которые не были или не могли быть предсказаны (вновь возникающие риски).

     
Рисунок 1 - Кризисный менеджмент и планирование

          

Все три из этих типов риска приводят к несчастным случаям и кризисам. В случае кризисов воздействие очень сильно зависит от того, насколько хорошо осуществляется риск-менеджмент. Кризисное управление - критическая часть риск-менеджмента, но оно функционирует эффективно только в связке с другими стадиями процесса, такими как идентификация риска и обработка риска.