Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 10393-2014 Отзыв потребительских товаров. Руководство для поставщиков (Переиздание)

     4.7 Обучение и моделирование отзыва продукции


Персонал, несущий ответственность за проведение отзыва, должен быть ознакомлен с планом отзыва продукции поставщика и обладать способностями и личными качествами, необходимыми для осуществления отзыва продукции.

Планирование, обучение персонала и моделирование отзыва продукции поможет лучше подготовить персонал к осуществлению отзыва, а также повысит вероятность того, что согласованные процессы будут выполняться оперативно и эффективно в стрессовых условиях. Кроме того, может потребоваться, чтобы эта деятельность осуществлялась в соответствии с требованиями контрактов, законов и страхования.

Поставщик должен:

- определить персонал и организации, которые могут потребоваться для выполнения отзыва продукции, предоставить им план отзыва и ознакомить с обязанностями и полномочиями на время проведения отзыва продукции;

- осуществить подготовку персонала с целью объяснения обязанностей и получения навыков, необходимых для выполнения этих обязанностей при проведении отзыва продукции;

- практиковать выполнение плана отзыва продукции посредством моделирования ситуации, чтобы проверить полезность плана отзыва продукции в реальной ситуации;

- подтвердить документально и внедрить уроки смоделированной ситуации в целях совершенствования программы отзыва продукции;

- осуществлять регулярный анализ программы отзыва продукции и моделей ситуации при отзыве, чтобы обеспечить эффективность и актуальность программы отзыва, а также повышать квалификацию для предотвращения и управления отзывом продукции.

Небольшим организациям труднее смоделировать ситуацию отзыва продукции. В этих случаях руководству следует ежегодно просматривать план отзыва и обсуждать потенциальные инциденты, а также возможность реализации плана при возникновении необходимости отзыва продукции. Это может потребовать привлечения сторонних консультантов или советников, знания и опыт которых идентифицированы как необходимые (см. таблицу 1).

Таблица 1 - Обычные профессиональные знания и опыт, необходимые для отзыва продукции

Профессиональные знания и опыт

Действия или обязанности

Координация и руководство отзывом продукции

Определение контактного лица в связи с инцидентом

Первоначальная сортировка и эскалация инцидента

Обеспечение уведомления соответствующих лиц

Подбор специалистов с соответствующим опытом

Проведение совещаний и обеспечение необходимых действий

Обеспечение своевременного сбора необходимой информации и регулярного информирования соответствующих лиц

Обеспечение принятия своевременных решений

Обеспечение последовательного и управляемого обмена информацией

Обеспечение соответствующих внешних уведомлений и проведения брифингов

Обеспечение подготовки и распространения всех требующихся отчетов

Обеспечение процесса постоянного совершенствования и распределения обязанностей

Технические/
инженерные

Проведение расследования инцидента, приведшего к отзыву продукции

Обзор внутренних записей, анализ систем качества и прослеживаемости отзываемой продукции

Установление контактов с лабораториями, испытательными центрами и другими экспертами, проводящими анализ или оценку риска

Обеспечение руководства процессом анализа или оценки риска

Обеспечение связи с поставщиками

Предоставление группе по отзыву продукции консультаций по техническим вопросам, связанным с продукцией

Участие в принятии решения об отзыве продукции

Оперативные

Сбор записей по распространению продукции, обеспечение их точности и создание реестра распространения продукции

Организация сбора, взврата, замены, ремонта и утилизации продукции

Обеспечение сохранения точных записей для определения эффективности отзыва

Управление логистическими требованиями, необходимыми для изъятия продукции из обращения, а также для ремонта, замены продукции на рынке, уничтожения дефектной продукции, которая стала предметом отзыва

Реализация и маркетинг/
Отчетная документация

Установление и поддержание связи с пострадавшими потребителями

Обеспечение своевременной обработки запросов и ответов на вопросы потребителей

Формирование запросов потребителей о замене продукции и организация кредитов, компенсаций или замен продукции

Участие в принятии решения об отзыве продукции

Финансирование/
Менеджмент риска

Оценка стоимости предлагаемых действий, источников финансирования и потенциального влияния на бизнес

Уведомление, при необходимости, страховой компании

Формирование бюджета и мониторинг расходов

Ведение записей по рекламациям

Изучение вопросов реализации и маркетинга/ счета для оформления кредитов и компенсаций

Участие в принятии решения об отзыве продукции

Юридическое сопровождение

Обеспечение выполнения требований органов надзора

Обеспечение выполнения требований контрактов с покупателями и лицензирующими органами

Консультации по минимизации долговых обязательств в результате принятия решения об отзыве продукции и повседневного выполнения плана по отзыву продукции

Участие в принятии решения об отзыве продукции

Обмен информацией

Идентификация основной аудитории, уделяя особое внимание уязвимой группе

Содействие в разработке стратегии по обмену информации и формированию ключевых сообщений

Создание и управление ресурсами для обработки запросов (центр обработки запросов, консультант по отзыву продукции)

Подготовка обмена информацией и получение одобрения на оглашение информации

Мониторинг ясности и практической пользы обмена информацией и рекомендации о внесении изменений, необходимых для повышения эффективности