ГОСТ Р 56022-2014
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Внутренний водный транспорт
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ СУДОВ
Требования по предотвращению загрязнения окружающей среды
Inland navigation transport. Safety management system of the ship. Requirements for environmental pollution prevention
ОКС 03.220.40
Дата введения 2015-01-01
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Техречсервис" (ООО "Техречсервис") и Обществом с ограниченной ответственностью "Аскорус Консалтинг" (ООО "Аскорус Консалтинг")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 032 "Внутренний водный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 мая 2014 г. N 434-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2020 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящий стандарт разработан на основании положений статьи 34.1 Кодекса внутреннего водного транспорта [1], введенной в действие с 1 января 2013 г. и предусматривающей установление обязанности судовладельцев судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, прогулочных судов и спортивных парусных судов, обеспечить в рамках системы управления безопасностью судов выполнение требований по предотвращению загрязнения окружающей среды при эксплуатации судов на внутренних водных путях, в том числе с учетом требований раздела III Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта [2], утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 623.
Настоящий стандарт устанавливает требования к проведению судовладельцем (далее - Компания) мероприятий по предотвращению загрязнения внутренних водных путей (далее - ВВП), возникающего при эксплуатации судов.
Настоящий стандарт распространяется на экипажи судов, находящихся в эксплуатации, в навигационном ремонте или на отстое с экипажем на борту, т.е. с момента подписания акта о приемке судна в эксплуатацию до момента подписания акта о приемке судна на отстой или ремонт с ответственным хранением.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 55506 Транспорт водный внутренний. Термины и определения
ГОСТ Р 55631 Внутренний водный транспорт. Суда. Общие требования безопасности
ГОСТ Р 55633 Внутренний водный транспорт. Суда. Требования безопасности. Требования по типам судов и условиям эксплуатации
ГОСТ Р 56023 Внутренний водный транспорт. Система управления безопасностью судов. Общие требования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 автономность плавания по условиям экологической безопасности: Длительность эксплуатации судна без необходимости подхода к приемным устройствам для сдачи подсланевых нефтесодержащих вод, сточных вод, мусора и других отходов.
3.2 внесудовые водоохранные технические средства (приемные устройства в пунктах приема загрязнений):
1) суда-сборщики загрязнений;
2) специализированные причалы для приема нефтесодержащих вод, сточных вод и мусора;
3) специализированные очистные суда для приема и обработки части или всех загрязнений, скапливающихся на судах.
3.3 вредное вещество: Любое вещество, которое при попадании в водную среду способно создать угрозу здоровью людей, причинить ущерб экологической системе водного объекта, ухудшить условия отдыха населения.
3.4 зона санитарной охраны: Акватория, на которой устанавливается особый санитарно-противоэпидемиологический режим для предотвращения ухудшения качества воды.
3.5 изолированный балласт: Балластная вода, принятая в танк, который полностью отделен от грузовой и топливной систем и предназначен только для перевозки балласта и грузов, не являющихся нефтью или вредными веществами.
3.6 комплект по локализации аварийных разливов нефти: Набор оборудования и материалов для локализации и сбора пролитой в воду нефти, а также устранения аварийных утечек нефти силами судового экипажа.
3.7 нефтебаза: Береговое сооружение, осуществляющее погрузку и выгрузку нефтепродуктов на танкерах.
3.8 нефтепродукты: Нефть и продукты ее переработки (бензин, керосин, дизельное топливо, мазут и т.д.).
3.9 пищевые отходы: Вид мусора, состоящий из отходов кулинарной обработки съестных припасов, остатки приготовленной пищи, испорченные пищевые продукты, а также другие материалы, загрязненные такими отходами.
3.10 подсланевые нефтесодержащие воды: Воды, скапливающиеся под настилом машинных помещений и содержащие нефтепродукты.
3.11 пункт приема загрязнений (приемный пункт): Место на внутреннем водном пути, где сосредоточены внесудовые водоохранные технические средства, принимающие часть или все загрязнения, скапливающиеся на судах.
3.12 сброс: Любой сброс с судна вредных веществ или стоков, содержащих вредные вещества, включая любую утечку, слив, удаление, разлив, протекание, откачку выделения или опорожнения.
3.13 сигнализатор: Прибор, сигнализирующий о превышении нормативного содержания нефтепродукта в очищенной нефтесодержащей воде.
3.14 судно - сборщик загрязнений (судно-сборщик): Судно, предназначенное для приема с других судов нефтесодержащих и сточных вод, мусора и других отходов для их последующей передачи на береговые очистные сооружения или специализированные очистные суда.
3.15 судовые водоохранные технические средства:
1) установка очистки и обеззараживания сточных вод (станция ООСВ) - судовое оборудование, в котором сточные воды подвергаются очистке и обеззараживанию;
2) установка очистки нефтесодержащих вод (станция ОНВ) - судовое оборудование, в котором нефтесодержащие воды подвергаются очистке;
3) установка для утилизации мусора (печь-инсинератор) - судовое оборудование для сжигания мусора;
4) сборные цистерны сточных вод и нефтесодержащих вод - судовые цистерны, в которых накапливаются указанные воды для последующей обработки на судовых водоохранных технических средствах или передачи на внесудовые водоохранные технические средства;
5) устройства для сбора мусора - емкости, баки, контейнеры, бункеры для сбора и хранения мусора и пищевых отходов.
3.16 танкер: Любое самоходное или несамоходное судно, специально построенное или приспособленное для перевозки жидких грузов, в основном нефтепродуктов, наливом.
3.17 экологическая характеристика водного пути (ЭХВП): Минимально допустимая автономность плавания судна, определяемая количеством и дислокацией приемных устройств в районе предполагаемой эксплуатации судна, в соответствии с которой сопоставляется автономность плавания по подсланевым нефтесодержащим водам (АПнв), сточным водам.
3.18 ответственное лицо (лица): Отвечающее за проведение работ на судне и на берегу.
3.19 пропускная способность станций ООСВ и ОНВ: Количество сточных и нефтесодержащих вод, переработанных в единицу времени.
3.20 производственный экологический контроль: Экологический контроль, осуществляемый экипажем судна и Компанией.
3.21 пункт сбора загрязнений с флота (пункт сбора): Место на водном пути, где имеется специализированный причал, который принимает загрязнения с судов и передает их на береговые очистные сооружения, либо установлено специализированное судно, принимающее загрязнения с транспортного и других видов флота.
3.22 станция очистки и обеззараживания сточных вод (станция ООСВ): Судовое оборудование для очистки и обеззараживания вод.
3.23 станция очистки нефтесодержащих вод (ОНВ): Судовое оборудование для очистки нефтесодержащих вод.
3.24 сборные цистерны сточных и нефтесодержащих вод: Судовые цистерны, в которых накапливаются сточные и нефтесодержащие воды для их последующей обработки на станциях ООСВ, станциях ОНВ либо передачи на береговые очистные сооружения или специализированные очистные суда.
3.25 специализированное очистное судно (специализированное судно): Самоходное или несамоходное судно, предназначенное для приема всех или части загрязнений, скапливающихся на судах, и последующей их переработки.
3.26 приемное сооружение: Сооружение береговое, плавучее или их сочетание в единой технологической системе, предназначенное для приема с судов вредных веществ или содержащих такие вещества смесей, которые могут накапливаться на судах в процессе их нормальной эксплуатации, но не могут быть сброшены с судов в воду.
3.27 танк: Закрытое помещение, образованное постоянными элементами конструкции судна и спроектированное для перевозки жидкостей наливом.
3.28 танк изолированного балласта: Танк, который полностью отделен от нефтяной грузовой и нефтяной топливной систем и предназначен только для перевозки балласта либо балласта и грузов, не являющихся нефтью или вредными веществами.
3.29 танкер-химовоз: Судно, построенное или приспособленное главным образом для перевозки вредных, не являющихся нефтью, жидких веществ наливом в своих грузовых помещениях, а также комбинированное грузовое судно и любой нефтяной танкер, осуществляющие перевозку в качестве груза или части груза вредное, не являющееся нефтью, жидкое вещество наливом.
3.30 шланг: Гибкий рукав с устройствами для соединения берегового сооружения и танкера.
4.1 В целях предотвращения загрязнения окружающей среды при эксплуатации судов Компания должна выработать политику в области безопасности и защиты окружающей среды и обеспечить ее внедрение и выполнение персоналом на всех уровнях организации как на судне, так и на берегу.
4.2 Политикой Компании в части защиты окружающей среды должно быть предусмотрено:
а) создание информационной и нормативно-технической базы по охране окружающей среды (международные, национальные, региональные нормы, положения, инструкции и рекомендации, а также документы Компании) и ее актуализация. На судах внутреннего и смешанного (река - море) плавания должен находиться комплект документов, касающихся предотвращения загрязнения водной среды;
б) поддержание исправного технического состояния оборудования экологической безопасности на судах;
в) проверка знаний и положений экологической безопасности у командного состава судов при их переводе на новые должности и при приеме на работу;
г) проверка выполнения экипажами судов положений экологической безопасности и наличия на судне нормативно-правовой документации по утвержденному перечню;
д) расследование случаев загрязнения окружающей среды, определение виновных и их наказание. Принятие мер по недопущению повторных нарушений;
е) обеспечение судов необходимой эксплуатационной и технической документацией оборудования экологической безопасности;
ж) поддержание технической документации по экологической безопасности в соответствии с требованиями стандартов;
и) оформление договоров с портами и организациями на сдачу мусора, хозяйственно-фекальных и нефтесодержащих вод на специализированные суда или причалы и контроль их исполнения.
4.3 При эксплуатации судов на ВВП Компания должна обеспечить:
а) предотвращение сброса за борт неочищенных подсланевых нефтесодержащих вод, неочищенных и необеззараженных сточных вод и мусора;
б) непопадание в водную среду нефтепродуктов и других вредных веществ при бункеровке судов, а также при погрузке, выгрузке и перевозке нефтепродуктов и других грузов, которые при попадании в водную среду могут оказать вредное воздействие на здоровье человека и экологическую систему водного объекта.
4.4 Ответственность за выполнение на судне комплекса мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды возлагается на капитана судна. Капитан судна отвечает за:
а) реализацию политики Компании по обеспечению безопасности и охраны окружающей среды на основе международных конвенций, кодексов и национального законодательства;
б) побуждение экипажа к проведению на практике этой политики;