Описание предлагаемых инструментов менеджмента для инновационных предприятий
Применение стандартных методов менеджмента зачастую не дает должных результатов вследствие того, что многие аспекты влияния на компанию и ее персонал остаются за рамками стандартных решений. Многие производственные и консультационные компании придерживаются общепринятых подходов, среди которых превалирует увлечение развитием систем менеджмента качества, проектного менеджмента, менеджмента рисков или такого популярного сегодня направления, как инновационный менеджмент. Говоря о перспективности многих из этих механизмов консультанты необъективно оценивают и вводят в заблуждение неопытных менеджеров, которые стремятся к освоению новых для них рынков, не имея при этом должного опыта, образования, ресурсов, при этом явно этого не осознавая.
Благополучные компании предпочитают руководствоваться собственными практиками и следовать зарекомендовавшей себя корпоративной культуре. Безусловно, опыт многое значит и доходные компании настолько уверены в своих способностях и возможностях, что порой не задумываются о многих значимых аспектах своей деятельности. Они продолжают ориентироваться на предыдущие успехи и, к сожалению, не уделяют должного внимания развитию на перспективу, что в свою очередь может отодвинуть серьезный бизнес за границы стремительно развивающегося глобального рынка.
Большинство систем менеджмента рассчитано на непрерывное улучшение и помогают достигать незначительных успехов в том случае, если компании благополучны. В противном случае необходимо использовать более эффективные и рискованные методы менеджмента, которые бы наибольшим образом подходили для инновационных сфер деятельности.
На рисунке В.1 представлена хронология появлений предлагаемых инструментов менеджмента, а ниже приведено их краткое описание.
Рисунок В.1 - Хронология появлений предлагаемых инструментов менеджмента
Представленные механизмы и инструменты менеджмента не являются единственно возможными, а приведены здесь как наиболее подходящие для целей инновационной деятельности.
В.1 Инновации
Основная сконденсированная идея инновации - это привнесение новых идей на рынок.
Инновации приходят на рынок наподобие волн, возникающих на пике технологического прогресса. Такая волна нахлынула в 1450 г., когда Иоганнес Гутенберг изобрел первую печатную машину. Появление персонального компьютера стало наподобие волны в 1970-х гг., ознаменовав появление информационного века. В 1980-х гг. эту роль сыграло программное обеспечение, а в 1990-х - интернет и цифровая революция.
Инновация, нововведение (англ. innovation) - это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.
Термин "инновация" происходит от латинского "novatio", что означает "обновление" (или "изменение"), и приставки "in", которая переводится с латинского как "в направление", если переводить дословно "innovatio" - "в направлении изменений". Само понятие "innovation" впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие "инновация" получило в начале XX в. в научных работах австрийского экономиста Й.Шумпетера в результате анализа "инновационных комбинаций", изменений в развитии экономических систем.
Инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы.
Более широко это понятие может применяться также и к творческой идее, которая была осуществлена.
Инновация - это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей.
Таким образом, необходим процесс: инвестиции - разработка - процесс внедрения - получение качественного улучшения.
Понятие инновация относится как к радикальным, так и постепенным (инкрементальным) изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации (инновационная деятельность).
В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Инновация - это такой процесс или результат процесса, в котором:
- используются частично или полностью охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности; и/или
- обеспечивается выпуск патентоспособной продукции; и/или
- обеспечивается выпуск товаров и/или услуг, по своему качеству соответствующих мировому уровню или превышающих его;
- достигается высокая экономическая эффективность в производстве или потреблении продукта.
Инновации рассматриваются с разных точек зрения: в связи с технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическим развитием и формулированием политики. Соответственно, в научной литературе существует широкий спектр подходов к концептуализации инноваций.
При концептуализации понятия "инновации" полезно сравнить его с другими понятиями. В частности, в научной литературе отмечается, что понятие "инновация" часто смешивается с понятием "изобретение", обозначающим создание новой технической разработки или усовершенствование старой, и термином "нововведение", означающим внедрение новых решений. Кроме того, многие усовершенствования товаров и услуг было бы правильнее назвать словом "улучшение". Понятия "изменения" и "креативность" также иногда могут быть употреблены вместо понятия "инновации".