Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 55901-2013 Руководящие указания по обоснованию и разработке стандартов на системы менеджмента для инновационных сфер деятельности (Переиздание)

Введение


Мировая экономика и торговля между ее членами быстро развиваются. Многие экономические системы стремятся стимулировать экономический рост путем введения новшеств, включая усиление использования во всех организациях информационно-коммуникационных технологий, помогая компаниям становиться более эффективными и передовыми, а также способствуя созданию новых компаний, производящих более прибыльные товары и услуги. Стимулированием этого развития явилось осознание все бльшим числом экономистов того, что именно инновация - усовершенствование или создание товаров, процессов, услуг и моделей ведения бизнеса или организационных моделей - более, чем накопление сбережений или капитала, стала основной движущей силой экономического роста и ключом к улучшению уровня жизни людей.

Тем не менее, возрастающее понимание ключевой роли инноваций в национальном экономическом процветании и конкурентоспособности вызвало на глобальном уровне стремление к введению новшеств. Так как экономические системы стремятся реализовывать самые высокие уровни экономического роста на основе инноваций, им необходимо оптимально разрабатывать свою политику в отношении торговли, технологии, конкуренции, прав на интеллектуальную собственность, закупок, даже налогов и образования с целью укрепления их инновационного потенциала. Но поскольку введение технических новшеств становится узловым моментом экономического роста, экономические системы должны также осуществлять политику поддержки инноваций таким образом, чтобы не исказить мировую торговлю. Следовательно, правила, регулирующие международную торговую систему, должны развиваться таким образом, чтобы торговля инновационными товарами и услугами была бы такой же неограниченной, как и торговля товарами промышленного производства. Для этого потребуется уделять основное внимание снятию таких количественных торговых барьеров, как тарифы, но дополняя этот подход обоснованным снятием нетарифных и технических торговых ограничений, а также избегая возведения новых барьеров.

Во-первых, немеждународная инновационная система является субоптимальной. Открытые рынки ведут к увеличению размера рынка и дают возможность технически прогрессивным фирмам осуществлять экономию, обусловленную ростом масштабов производства, таким образом позволяя им реинвестировать доходы в следующее поколение новых продуктов, порождая эффективный цикл нововведений. Это особенно важно для отраслей промышленности с относительно высокими фиксированными расходами, но низкими предельными издержками производства (такими как полупроводники, программное обеспечение, видеоигры, фильмы и музыка, фармацевтические препараты, биотехнологическая продукция и т.д.), так как более крупные рынки могут обслуживаться с общим снижением средних издержек.

Во-вторых, подвергая российские фирмы международной конкуренции, торговля выступает в качестве энергичной движущей силы инновационного развития и роста производительности труда. Таким образом, воздействие международных рынков оказывает положительное влияние как на стимулирующие факторы предприятий, так и на способность этих предприятий к инновациям. И наконец, благодаря введению новшеств, существует эффект от накопительного опыта. Чем больше технически прогрессивные предприятия и частные лица во всех экономических системах сталкиваются с новыми проблемами, благоприятными и потенциальными возможностями, идеями и технологиями, существующими на иностранных рынках, тем больше рационализаторы разрабатывают инновационных решений в ответ. Если организации способны к нововведениям лишь на их собственных рынках, то их корпоративная база знаний и соприкосновение с набором проблем являются недостаточными и неполными.

Стандарты на системы менеджмента все больше применяются по всему миру организациями всех типов и размеров. Стандарты должны отражать существующие потребности рынка и быть взаимно совместимыми для облегчения совместного применения.

Международная организация по стандартизации (ИСО) признала необходимость обеспечения рынка своевременными и совместимыми стандартами на системы менеджмента и подтвердила, что этому могла бы способствовать общая методология разработки таких стандартов и рассмотрение, например, таких вопросов, как их экономическая стоимость и эффективность.

Инновация как улучшение существующей или создание совершенно новой продукции, процессов, услуг, а также бизнес- или организационных моделей является основным двигателем экономического роста.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) определяет инновацию как "применение новой значительно улучшенной продукции (материальных товаров и услуг), процессов, новых рыночных методов или новых организационных методов в бизнес-практике, организации рабочих мест, или внешних отношений".

Инновации могут быть по своей природе технологическими и нетехнологическими, а также в равной мере как в торговых, так и (и это может быть даже более важно) в неторговых секторах. Более того, нетехнологические инновации так же важны, как и технологические, хотя оптимальнее, если они комбинируют в себе и технологические, и нетехнологические элементы. Данная тенденция указывает на всевозрастающую по своей важности роль, которую играют услуги в инновациях.

ОЭСР провела ряд исследований по изучению производительности и занятости, констатируя, что технологии как устраняют рабочие места, так и создают их. Обычно ликвидируются низкооплачиваемые места, низкопродуктивные виды работ, а создаются виды работ более продуктивные, высокопрофессиональные и более оплачиваемые. Исторически создающие прибавочную стоимость технологические эффекты оказываются более влиятельными, чем эффекты от замещения рабочих мест: технологический прогресс сопровождается не только более высоким выходом и продуктивностью, но и большей всеобщей занятостью.

Специальное исследование, проведенное группой по технической поддержке и обучению АТЭС (TATF АРЕС), провело ранжирование 21-й экономики АТЭС по их результатам в шести ключевых областях инновационной политики:

- открытый и недискриминационный доступ на рынок, прямые иностранные инвестиции и политика в области стандартизации;

- политика в области науки и научных исследований, способствующих инновациям;

- цифровая политика, приводящая к сильному развитию ИКТ;

- эффективная политика по защите прав интеллектуальной собственности;

- открытость в отношении внутренней конкуренции и вхождения на внутренний рынок новых фирм;

- открытая и прозрачная политика в области государственных закупок.

Десятки стран разработали собственные национальные инновационные стратегии с целью наращивания экономического потенциала в результате инновационной политики, понимая, что правительства могут и должны сыграть конструктивную роль в помощи развития конкуренции в частном секторе. Правильное проведение инновационной политики требует, чтобы страны овладели тремя компонентами инновационной экосистемы - бизнес-среды, регулятивной среды и среды инновационной политики.

Бизнес-среда включает в себя финансирование, институты частного сектора и бизнес-возможности.

Регуляторная среда дает возможность всей организационной структуре быть инновационной, включая:

- конкурентную и открытую торговую систему, подстегивающую национальные компании участвовать в инновациях путем добросовестной конкуренции;

- поддержание конкурентоспособности продукции и услуг на рынке таким образом, чтобы новые игроки, включая и новые бизнес-модели, могли войти на этот рынок;

- налоговую систему, подстегивающую инновации и дающую возможность предприятиям конкурировать на мировых рынках;

- регулятивные требования для бизнеса, которые по возможности основываются на согласованных и прозрачных требованиях стандартов;

- ограничение регулирования в области цифровой экономики, которое сдерживает развитие цифровых инноваций и их применение;

- нормотворческий процесс, который является прозрачным и основанным на законах;

- государственные закупки, основанные на представительных стандартах, а также на добросовестной конкуренции;