В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 геометрический фактор ухудшения точности по вектору положения (position dilution of precision): Отношение трехмерной погрешности определения местоопределения в точке нахождения навигационной аппаратуры потребителя к погрешности измерения псевдодальности.
2.2 канал стандартной точности (channel of standard accuracy): Канал, обеспечивающий заданный уровень точности определения местоположения и времени, доступный любому пользователю системы ГЛОНАСС на глобальной и непрерывной основе.
2.3 доступность A (service availability): Готовность спутников в рабочей зоне системы на любом 24-часовом интервале, в течение которого с 95% вероятностью прогнозируемая погрешность местоопределения меньше порогового значения для любой точки рабочей зоны системы, выраженная в процентах времени на определенном временном интервале, в течение которого обеспечиваются заданные условия.
Примечание - Доступность А используется в международных стандартах и нормативном документе системы ГЛОНАСС [1].
2.3.1 доступность местоопределения по вертикали (vertical service availability): процент времени на любом 24-часовом интервале, в течение которого с 95% вероятностью погрешность местоопределения по вертикали меньше порогового значения для любой точки рабочей зоны системы.
2.3.2 доступность местоопределения по горизонтали (horizontal service availability): Процент времени на любом 24-часовом интервале, в течение которого с 95% вероятностью погрешность местоопределения по горизонтали меньше порогового значения для любой точки рабочей зоны системы.
2.4 доступность Б: Готовность спутников излучать пригодные навигационные сигналы в рабочей зоне системы, обеспечивающие получение потребителем заданных точностных характеристик, выраженная в процентах времени на определенном временном интервале, в течение которого обеспечиваются заданные условия.
Примечание - Доступность Б используется в нормативном документе системы ГЛОНАСС [1].
2.5 доступность местоопределения по вертикали (vertical service availability): процент времени на любом 24-часовом интервале, в течение которого с 95% вероятностью погрешность местоопределения по вертикали меньше порогового значения для любой точки рабочей зоны системы.
2.6 доступность местоопределения по горизонтали (horizontal service availability): Процент времени на любом 24-часовом интервале, в течение которого с 95% вероятностью погрешность местоопределения по горизонтали меньше порогового значения для любой точки рабочей зоны системы.
2.7 коэффициент готовности навигационного космического аппарата (readiness factor): Вероятность того, что в любой момент времени периода эксплуатации навигационный космический аппарат будет находиться в работоспособном состоянии, обеспечивая непрерывное излучение достоверного радионавигационного сигнала канала стандартной точности.
2.8 местоопределение (position solution): Определение пространственных координат путем псев-додальномерных измерений и использования навигационных сообщений со спутников системы ГЛОНАСС.
2.9 навигационное поле системы ГЛОНАСС (GLONASS system navigation field): Совокупность радионавигационных сигналов в рабочей зоне системы, позволяющая проводить измерения навигационных параметров и определение местоположения, составляющих вектора скорости и времени с требуемым уровнем доступности, надежности и точности.
2.10 навигационное сообщение (navigation message): Информация об эфемеридах, времени, состоянии спутников, представленная в цифровом виде, структура которой соответствует установленной в нормативном документе системы ГЛОНАСС [1].
2.11 надежность навигационного обеспечения (service reliability): Выполнение системой ГЛОНАСС своих функций в течение определенного периода времени при установленных условиях эксплуатации.
Примечание - Надежность навигационного обеспечения представляет собой процент времени в течение оговоренного временного интервала, когда поддерживается текущее значение параметров дальности для сигнала в пространстве в пределах погрешности определения дальности для любой точки, расположенной в зоне обслуживания, применительно ко всем спутникам, находящимся в работоспособном состоянии.
2.12 отказ в навигационном обеспечении (service failure): Событие, происходящее в определенный период времени, в течение которого один или более параметров канала стандартной точности навигационного космического аппарата не соответствуют заявленным и потребители не оповещены об этом заранее.
2.13 перерыв в навигационном обеспечении каналом стандартной точности (service degradation): Интервал времени, в течение которого одна или более заявленных характеристик канала стандартной точности не соответствуют заявленным и потребители извещены об этом заранее, измеряется в часах.
2.14 погрешность местоопределения (error of positioning): Разность измеренного и действительного положения потребителя в рабочей зоне системы (измеряется в метрах) с заданным уровнем доступности (эксплуатационной готовности) и надежности (выражается в процентах времени на определенном временном интервале, в течение которого обеспечиваются заданные условия).
2.15 погрешность передачи Всемирного координированного времени государственного эталона Российской Федерации (time transfer accuracy of Russian Federation Universal time coordinated): Разность Всемирного координированного времени государственного эталона Российской Федерации и времени, полученного из вычисления погрешности местоопределения потребителя в рабочей зоне системы с заданным уровнем доступности, надежности и точности, выраженного в наносекундах.
2.16 псевдодальность (pseudorange): Разность между временем приема навигационного сигнала пользователем и временем передачи его со спутника, умноженная на скорость распространения радиоволн в пространстве, измеряется в метрах.
2.17 работоспособный спутник (operational satellite): Спутник системы ГЛОНАСС, способный передавать пригодный радионавигационный сигнал с параметрами и структурой, соответствующими установленным в нормативном документе системы ГЛОНАСС [1] и имеющий подтверждение о его работоспособности в навигационном сообщении.
Примечание - В соответствии с этим определением любой спутник, параметры которого передаются в составе навигационного сообщения с соответствующим индексом, является работоспособным.
2.18 рабочая зона системы (service volume): Часть пространства до высоты 2000 км от поверхности Земли, выраженная в процентах, в котором на определенном временном интервале обеспечиваются характеристики канала стандартной точности.
2.19 радионавигационный сигнал (radionavigation signal): Радиосигнал кода стандартной точности, излучаемый навигационным космическим аппаратом и модулированный псевдослучайной последовательностью дальномерного кода, меткой времени и цифровой информацией навигационного сообщения, соответствующего требованиям нормативного документа системы ГЛОНАСС [1].
2.20 сигнал в пространстве (signal in space): Сигнал без учета погрешностей распространения в ионосфере, тропосфере, погрешности приемника, многоканальности и помех.
Погрешность за счет космического сегмента является потенциальной точностью системы ГЛОНАСС при работе в реальном масштабе времени.