После определения ограничений, налагаемых на машину, следующим шагом в оценке риска, связанного с данной машиной, является идентификация прогнозируемых опасностей (постоянных опасностей, а также таких, которые могут возникнуть неожиданно), опасных ситуаций и/или опасных случаев на всех фазах жизненного цикла машины:
- транспортировки, сборки и установки;
- ввода в эксплуатацию;
- эксплуатации;
- вывода из эксплуатации, демонтажа и утилизации.
Меры по устранению опасностей или снижению рисков можно предпринять только после того, как опасности будут полностью идентифицированы. Для завершения идентификации опасностей необходимо определить операции, которые должны выполняться машиной, и задания операторам, которые будут взаимодействовать с этой машиной. При этом необходимо учитывать особенности различных деталей, механизмов и функций машины, обрабатываемых материалов и окружающей среды, в которой предполагается эксплуатировать машину.
Конструктор должен идентифицировать опасности, принимая во внимание следующие факторы:
a) взаимодействие человека с машиной на протяжении всего ее жизненного цикла.
При идентификации заданий следует учитывать все задачи, возникающие на любом из вышеуказанных этапов жизненного цикла машины. Ниже приведен перечень типовых работ, выполняемых на машине, который может быть дополнен для каждой конкретной машины:
- наладка/настройка;
- испытание;
- программирование;
- смена режимов/инструментов;
- пуск;
- все виды рабочих режимов;
- подача энергии или сырья;
- удаление готовой продукции из машины;
- торможение машины;
- аварийная остановка машины;
- восстановление работы, прерванной сбоем или блокировкой;
- повторный пуск после незапланированной остановки;
- обнаружение поломок/неисправностей;
- очистка и содержание помещения;
- профилактическое техническое обслуживание;
- ремонт.
Необходимо идентифицировать все прогнозируемые опасности, опасные ситуации и опасные случаи, связанные с выполнением различных заданий. В приложении В приведены примеры опасностей, опасных ситуаций и опасных случаев, что может способствовать идентификации опасностей. Подробно о методах идентификации опасностей см. также ISO 14121-2 [24].
Кроме того, следует идентифицировать все прогнозируемые риски, опасные ситуации или опасные случаи, не относящиеся напрямую к выполняемым работам.
Пример - Сейсмические события, удар молнии, избыточная снеговая нагрузка, шум, поломка машины, разрыв гидравлического шланга;