В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 авария: Опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению или повреждению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, нанесению ущерба окружающей среде.
3.2 (Исключен, Изм. № 1).
3.3 байпас: Обводной трубопровод с запорно-регулирующей арматурой для отведения транспортируемой среды (жидкости, газа) из основного трубопровода и подачи ее в этот же трубопровод.
3.4 балластировка трубопровода: Установка на трубопроводе устройств, обеспечивающих его проектное положение на обводненных участках трассы.
3.5 внутритрубное устройство: Очистное, разделительное и диагностическое устройства, пропускаемые по трубопроводу в потоке транспортируемого продукта, воды или воздуха.
3.6 водная преграда: Естественное или искусственное водное препятствие (река, ручей, озеро, пролив, лиман, канал, водохранилище и т.п.).
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.7 воздействие: Явление, вызывающее изменение напряженно-деформированного состояния строительных конструкций и (или) основания здания или сооружения.
3.8 газопровод: Трубопровод, предназначенный для транспортирования газа.
3.9 газопровод-шлейф: Трубопровод, предназначенный для транспортирования пластовой смеси от границы площадки одиночной скважины (куста скважин) месторождений и подземных хранилищ газа до установок комплексной подготовки газа, установок предварительной подготовки газа, пунктов сбора и от компрессорных станций подземных хранилищ газа до границы площадки одиночной скважины (куста скважин) для закачки газа в пласт.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.10 газосборный коллектор: Трубопровод, объединяющий потоки пластовой смеси с нескольких газопроводов-шлейфов и транспортирующий их к установкам подготовки газа.
Примечание - Требования к проектированию газосборного коллектора аналогичны требованиям к газопроводам-шлейфам, за исключением положений, не предусматривающих продувочную обвязку в составе узла запорной арматуры.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.11 давление: Механическая величина, характеризующая интенсивность сил, действующих на внутреннюю (внутреннее давление среды) или наружную (внешнее давление воды, грунта) поверхности трубопровода по нормали к ней.
3.12 давление рабочее: Наибольшее избыточное давление при нормальном протекании рабочего процесса.
Примечание - Под нормальным протеканием рабочего процесса следует понимать условия (давление, температуру), при сочетании которых обеспечивается безопасная работа сосуда (трубопровода).
3.13 давление расчетное: Максимальное избыточное внутреннее давление, на которое рассчитан трубопровод или его часть в соответствии с нормами.
3.14 давление статическое: Давление продукта, равное пластовому давлению с учетом гидростатических потерь давления в стволе скважины, которое может возникнуть в шлейфе при длительной остановке (либо при образовании гидратной пробки) и при условии отсутствия предохранительного клапана до запорной арматуры.
3.15 естественные и искусственные препятствия: Реки, ручьи, озера, пруды, протоки и болота, овраги, балки; водохранилища, каналы, железные и автомобильные дороги, пересекаемые трубопроводом.
3.16 заглубление трубопровода: Расстояние от верха трубы до поверхности земли.
Примечание - При наличии средств балластировки - расстояние от поверхности земли до верха средств балластировки.
3.17 защитное покрытие: Совокупность изоляционных материалов, нанесенных на поверхность металла для защиты от коррозии.
3.18 защитный футляр (кожух): Конструкция из трубы диаметра большего, чем основной диаметр трубопровода, предназначенная для восприятия внешних нагрузок и предохраняющая от выброса транспортируемого вещества на пересечениях искусственных и естественных препятствий.
3.19 зона термического влияния: Участок основного металла трубы или соединительной детали трубопровода вблизи сварного шва, не подвергшийся расплавлению, структура и свойства которого изменились в результате нагрева при сварке.
3.20 испытание на прочность: Испытание трубопроводов (труб, арматуры, соединительных деталей, узлов и оборудования) внутренним давлением, превышающим рабочее давление, устанавливаемое проектом, с целью подтверждения возможности эксплуатации объекта при рабочем давлении.
3.21 категория участка трубопровода: Характеристика опасности участка трубопровода, классифицируемая в зависимости от показателей опасности транспортируемого продукта, технических характеристик трубопровода, антропогенной активности вблизи трубопровода и иных факторов риска.