ГОСТ Р МЭК 60034-7-2012
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАШИНЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ВРАЩАЮЩИЕСЯ
Часть 7
Классификация типов конструкций, монтажных устройств и расположения коробок выводов (Код IM)
Rotating electrical machines
Part 7: Classification of types of construction, mounting arrangements and terminal box position (Code IM)
МКС 29.160
Дата введения 2014-06-01
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "МЭИ" (ФГБОУ ВПО "НИУ "МЭИ") и Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ) на основе собственного аутентичного перевода на русский язык стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 333 "Вращающиеся электрические машины"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 ноября 2012 г. N 1113-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту МЭК 60034-7:2001* "Машины электрические вращающиеся. Часть 7. Классификация типов конструкций, монтажных устройств и расположения коробок выводов (Код IM)" (IEC 60034-7 "Rotating electrical machines - Part 7: Classification of types of construction, mounting arrangements and terminal box position (Code IM)"
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru).
1.1 Область применения
Настоящий стандарт касается кодировки IM - классификации типов конструкций, монтажных устройств и расположения коробок выводов.
Применяются следующие две системы классификации:
- код I (см. раздел 2): буквенно-цифровое обозначение для машин со встроенными подшипниками и только одним выступающим концом вала;
- код II (см. раздел 3): цифровое обозначение, применимое к более широкому диапазону типов машин, включая машины, описанные в коде I.
Типы машин, не попадающие в код II, должны иметь полное словесное описание.
Связь между кодами I и II дана в Приложении А.
1.2 Определения
Для целей настоящего стандарта применяются следующие определения.
1.2.1 тип конструкции (type of construction): Расположение частей машины с целью ее крепления, расположения подшипников и выступающего конца вала [МЭК 60050(411)-13-34]
1.2.2 расположение устройства для крепления (mounting arrangement): Ориентация машины как целого по отношению к оси вращения и монтажным устройствам [МЭК 60050(411)-13-35]
1.2.3 выступающий конец вала (shaft extension): Часть вала, выступающая за крайний подшипник [МЭК 60050(411)-13-07]
Примечание - Подшипник может быть частью машины или частью конструкции, включающей машину и дополнительный(ые) подшипник(и).
1.2.4 сторона машины со стороны привода (сторона D) (drive-end of a machine (D-end)): Сторона, соответствующая выходному концу вала [МЭК 60050(411)-13-36]
Примечание - Обычно это конец вала двигателя, к которому подсоединяется механизм, или конец вала генератора, присоединяемый к турбине.
В случае если для некоторых машин это определение не является адекватным, под стороной D понимается следующее:
a) если машина имеет два выступающих конца вала, то это сторона, с которой выступающий конец вала имеет больший диаметр;
b) если машина имеет два выступающих конца вала - один цилиндрический, а другой конический, то это сторона, с которой расположен цилиндрический конец вала;
c) другие варианты присоединения - либо в соответствии со стандартом МЭК 60034-8, либо по соглашению.
Примечание - Внешний диаметр фланца принимается за диаметр выступающего конца вала.
1.2.5 сторона машины, обратная стороне D (сторона N) (non-drive end of the machine (N-end)): Сторона, обратная стороне привода [МЭК 60050(411)-13-36].
2.1 Обозначение машин с горизонтальным расположением вала
В коде I машина с горизонтальным валом обозначается буквами IM (International Mounting), далее, через пробел, - буквой В, одной или двумя цифрами, как показано в таблице 1, и дополнительной буквой, как показано в 2.3.
Таблица 1 - Обозначения для машин с горизонтальным расположением вала (IM В...)
Обозна- | Эскиз | Конструктивное исполнение | Тип крепления (горизонтальный вал) | |||
Число подшипниковых щитов | Лапы | Фланцы | Другие детали | |||
IM | 2 | С лапами | - | - | Установка на лапах, лапы снизу | |
IM | 2 | - | С фланцем | Фланец на переднем щите с доступом сзади | Установка на передней стороне переднего фланца | |
IM | 2 | С лапами | - | - | Установка на лапах, лапы слева | |
IM | 2 | С лапами | - | - | Установка на лапах, лапы справа | |
IM | 2 | С лапами | - | - | Установка на лапах, лапы сверху | |
IM | 1 | - | - | Отсутствует щит или передний подшипник | Установка на передней части корпуса | |
IM | 2 | - | С фланцем | Специальный передний фланец | Установка на передней стороне фланца | |
IM | 2 | - | С фланцем | Втулка на переднем щите, нет доступа к переднему фланцу | Установка на передней стороне фланца | |
IM | 1 | С лапами | - | Отсутствует щит или передний подшипник. Дополнительное крепление в передней части корпуса | Установка на нижних лапах с дополнительным креплением на корпусе | |
IM | 2 | С приподнятыми лапами | - | - | Установка на лапах, лапы снизу | |
IM | 2 | С приподнятыми лапами | С фланцем | Фланец на переднем щите с доступом сзади | Установка на лапах с дополнительным креплением фланца | |
IM | 2 | - | - | Три или четыре опоры на щите (щитах) или корпусе | Установка на опорах | |
IM | 2 | С лапами | С фланцем | Втулка на переднем щите, нет доступа к переднему фланцу сзади | Установка на лапах, лапы снизу с дополнительным креплением к передней части фланца | |
IM | 2 | С лапами | С фланцем | Фланец на переднем щите с доступом сзади | Установка на лапах, лапы снизу с дополнительным креплением к передней части фланца |
2.2 Обозначение машин с вертикальным расположением вала
В коде I машина с вертикальным валом обозначается буквами IM, далее, через пробел, - буквой V, одной или двумя цифрами, как показано в таблице 2, и дополнительной буквой, как показано в 2.3.
Таблица 2 - Обозначения для машин с вертикальным расположением вала (IM V...)
Обозна- | Эскиз | Конструктивное исполнение | Тип крепления (вертикальный вал) | |||
Число подшипниковых щитов | Лапы | Фланцы | Другие детали | |||
IM | 2 | - | С фланцем | Фланец на переднем щите с доступом сзади | Установка на передней стороне фланца вниз передним щитом | |
IM | 2 | - | С фланцем | Фланец на заднем щите с доступом спереди | Установка на фланце заднего щита, передним щитом вверх | |
IM | 2 | - | С фланцем | Фланец на переднем щите с доступом сзади | Установка на фланце переднего щита, щитом вверх | |
IM | 2 | - | С фланцем | Фланец на заднем щите с доступом спереди | Установка на задний фланец, вниз передним щитом | |
IM | 2 | С лапами | - | - | Установка на лапы, передним щитом вниз | |
IM |
| 2 | С лапами | - | - | Установка на лапы, передним щитом вверх |
IM | 1 | - | - | Отсутствует передний щит или подшипник | Установка на передней части корпуса вниз | |
IM | 1 | - | - | Отсутствует передний щит или подшипник | Установка на передней части корпуса вверх | |
IM | 2 | - | С фланцем | Специальный передний фланец | Установка на передней стороне переднего фланца передним щитом вниз | |
IM | 2 | - | С фланцем | Специальный передний фланец | Установка на передней стороне переднего фланца передним щитом вверх | |
IM | 2 | С лапами | С фланцем | Фланец на переднем щите с доступом сзади | Установка на лапах с дополнительным креплением передней части фланца валом вниз | |
IM | 2 | - | С фланцем | Специальный передний фланец | Установка на задней части фланца валом вверх | |
IM | 2 | - | С фланцем | Втулка на переднем щите, нет доступа к переднему фланцу | Установка на лапах с дополнительным креплением передней части фланца валом вниз | |
IM | 2 | - | С фланцем | Втулка на переднем щите, нет доступа к переднему фланцу | Установка на передней части фланца валом вниз | |
IM | 2 | - | С фланцем | Втулка на переднем щите, нет доступа к переднему фланцу | Установка на передней стороне переднего фланца валом кверху | |
IM | 2 | - | - | Три или четыре опоры на щите (щитах) или корпусе | Установка на опорах передним щитом вниз | |
IM | 2 | - | - | Три или четыре опоры на щите (щитах) или корпусе | Установка на опорах передним щитом вверх | |
IM | 2 | С лапами | С фланцем | Фланец на переднем щите с доступом сзади | Установка на лапах с дополнительным креплением передней части фланца валом вверх | |
IM | 2 | С лапами | С фланцем | Втулка на переднем щите, нет доступа к переднему фланцу | Установка на лапах с дополнительным креплением передней части фланца валом вверх |
2.3 Расположение коробки выводов
Положение коробки выводов обозначается заглавной буквой в соответствии со следующими правилами:
a) у машин на лапах при виде со стороны D лапы расположены внизу (как часовая стрелка, указывающая на 6 часов);
b) у машин только с фланцевым креплением и водоотводами при виде со стороны D водоотводы смотрят вниз (указывают на 6 часов);
c) другие варианты не обозначаются.
Обозначения приведены в следующей таблице: