Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли

     
     ГОСТ Р МЭК 60034-7-2012

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАШИНЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ВРАЩАЮЩИЕСЯ

Часть 7

Классификация типов конструкций, монтажных устройств и расположения коробок выводов (Код IM)

Rotating electrical machines
Part 7: Classification of types of construction, mounting arrangements and terminal box position (Code IM)



МКС 29.160

Дата введения 2014-06-01

     

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "МЭИ" (ФГБОУ ВПО "НИУ "МЭИ") и Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ) на основе собственного аутентичного перевода на русский язык стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 333 "Вращающиеся электрические машины"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 ноября 2012 г. N 1113-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту МЭК 60034-7:2001* "Машины электрические вращающиеся. Часть 7. Классификация типов конструкций, монтажных устройств и расположения коробок выводов (Код IM)" (IEC 60034-7 "Rotating electrical machines - Part 7: Classification of types of construction, mounting arrangements and terminal box position (Code IM)"

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru).

     1 Область применения и определения

1.1 Область применения

Настоящий стандарт касается кодировки IM - классификации типов конструкций, монтажных устройств и расположения коробок выводов.

Применяются следующие две системы классификации:

- код I (см. раздел 2): буквенно-цифровое обозначение для машин со встроенными подшипниками и только одним выступающим концом вала;

- код II (см. раздел 3): цифровое обозначение, применимое к более широкому диапазону типов машин, включая машины, описанные в коде I.

Типы машин, не попадающие в код II, должны иметь полное словесное описание.

Связь между кодами I и II дана в Приложении А.

1.2 Определения

Для целей настоящего стандарта применяются следующие определения.

1.2.1 тип конструкции (type of construction): Расположение частей машины с целью ее крепления, расположения подшипников и выступающего конца вала [МЭК 60050(411)-13-34]

1.2.2 расположение устройства для крепления (mounting arrangement): Ориентация машины как целого по отношению к оси вращения и монтажным устройствам [МЭК 60050(411)-13-35]

1.2.3 выступающий конец вала (shaft extension): Часть вала, выступающая за крайний подшипник [МЭК 60050(411)-13-07]

Примечание - Подшипник может быть частью машины или частью конструкции, включающей машину и дополнительный(ые) подшипник(и).

1.2.4 сторона машины со стороны привода (сторона D) (drive-end of a machine (D-end)): Сторона, соответствующая выходному концу вала [МЭК 60050(411)-13-36]

Примечание - Обычно это конец вала двигателя, к которому подсоединяется механизм, или конец вала генератора, присоединяемый к турбине.


В случае если для некоторых машин это определение не является адекватным, под стороной D понимается следующее:

a) если машина имеет два выступающих конца вала, то это сторона, с которой выступающий конец вала имеет больший диаметр;

b) если машина имеет два выступающих конца вала - один цилиндрический, а другой конический, то это сторона, с которой расположен цилиндрический конец вала;

c) другие варианты присоединения - либо в соответствии со стандартом МЭК 60034-8, либо по соглашению.

Примечание - Внешний диаметр фланца принимается за диаметр выступающего конца вала.

1.2.5 сторона машины, обратная стороне D (сторона N) (non-drive end of the machine (N-end)): Сторона, обратная стороне привода [МЭК 60050(411)-13-36].

     2 Код I (буквенно-цифровое обозначение)

2.1 Обозначение машин с горизонтальным расположением вала

В коде I машина с горизонтальным валом обозначается буквами IM (International Mounting), далее, через пробел, - буквой В, одной или двумя цифрами, как показано в таблице 1, и дополнительной буквой, как показано в 2.3.


Таблица 1 - Обозначения для машин с горизонтальным расположением вала (IM В...)

Обозна-
чение

Эскиз

Конструктивное исполнение

Тип крепления (горизонтальный вал)



Число подшипниковых щитов

Лапы

Фланцы

Другие детали


IM
В3


2

С лапами

-

-

Установка на лапах, лапы снизу

IM
В5


2

-

С фланцем

Фланец на переднем щите с доступом сзади

Установка на передней стороне переднего фланца

IM
В6


2

С лапами

-

-

Установка на лапах, лапы слева

IM
В7


2

С лапами

-

-

Установка на лапах, лапы справа

IM
В8


2

С лапами

-

-

Установка на лапах, лапы сверху

IM
В9


1

-

-

Отсутствует щит или передний подшипник

Установка на передней части корпуса

IM
В10


2

-

С фланцем

Специальный передний фланец

Установка на передней стороне фланца

IM
В14


2

-

С фланцем

Втулка на переднем щите, нет доступа к переднему фланцу

Установка на передней стороне фланца

IM
B15

1

С лапами

-

Отсутствует щит или передний подшипник. Дополнительное крепление в передней части корпуса

Установка на нижних лапах с дополнительным креплением на корпусе

IM
B20


2

С приподнятыми лапами

-

-

Установка на лапах, лапы снизу

IM
B25


2

С приподнятыми лапами

С фланцем

Фланец на переднем щите с доступом сзади

Установка на лапах с дополнительным креплением фланца

IM
В30


2

-

-

Три или четыре опоры на щите (щитах) или корпусе

Установка на опорах

IM
В34

2

С лапами

С фланцем

Втулка на переднем щите, нет доступа к переднему фланцу сзади

Установка на лапах, лапы снизу с дополнительным креплением к передней части фланца

IM
В35

2

С лапами

С фланцем

Фланец на переднем щите с доступом сзади

Установка на лапах, лапы снизу с дополнительным креплением к передней части фланца



2.2 Обозначение машин с вертикальным расположением вала

В коде I машина с вертикальным валом обозначается буквами IM, далее, через пробел, - буквой V, одной или двумя цифрами, как показано в таблице 2, и дополнительной буквой, как показано в 2.3.


Таблица 2 - Обозначения для машин с вертикальным расположением вала (IM V...)

Обозна-
чение

Эскиз

Конструктивное исполнение

Тип крепления (вертикальный вал)



Число подшипниковых щитов

Лапы

Фланцы

Другие детали


IM
V1


2

-

С фланцем

Фланец на переднем щите с доступом сзади

Установка на передней стороне фланца вниз передним щитом

IM
V2


2

-

С фланцем

Фланец на заднем щите с доступом спереди

Установка на фланце заднего щита, передним щитом вверх

IM
V3


2

-

С фланцем

Фланец на переднем щите с доступом сзади

Установка на фланце переднего щита, щитом вверх

IM
V4


2

-

С фланцем

Фланец на заднем щите с доступом спереди

Установка на задний фланец, вниз передним щитом

IM
V5


2

С лапами

-

-

Установка на лапы, передним щитом вниз

IM
V6

     

2

С лапами

-

-

Установка на лапы, передним щитом вверх

IM
V8


1

-

-

Отсутствует передний щит или подшипник

Установка на передней части корпуса вниз

IM
V9


1

-

-

Отсутствует передний щит или подшипник

Установка на передней части корпуса вверх

IM
V10

2

-

С фланцем

Специальный передний фланец

Установка на передней стороне переднего фланца передним щитом вниз

IM
V14

2

-

С фланцем

Специальный передний фланец

Установка на передней стороне переднего фланца передним щитом вверх

IM
V15

2

С лапами

С фланцем

Фланец на переднем щите с доступом сзади

Установка на лапах с дополнительным креплением передней части фланца валом вниз

IM
V16


2

-

С фланцем

Специальный передний фланец

Установка на задней части фланца валом вверх

IM
V17


2

-

С фланцем

Втулка на переднем щите, нет доступа к переднему фланцу

Установка на лапах с дополнительным креплением передней части фланца валом вниз

IM
V18


2

-

С фланцем

Втулка на переднем щите, нет доступа к переднему фланцу

Установка на передней части фланца валом вниз

IM
V19


2

-

С фланцем

Втулка на переднем щите, нет доступа к переднему фланцу

Установка на передней стороне переднего фланца валом кверху

IM
V30


2

-

-

Три или четыре опоры на щите (щитах) или корпусе

Установка на опорах передним щитом вниз

IM
V31


2

-

-

Три или четыре опоры на щите (щитах) или корпусе

Установка на опорах передним щитом вверх

IM
V35

2

С лапами

С фланцем

Фланец на переднем щите с доступом сзади

Установка на лапах с дополнительным креплением передней части фланца валом вверх

IM
V37

2

С лапами

С фланцем

Втулка на переднем щите, нет доступа к переднему фланцу

Установка на лапах с дополнительным креплением передней части фланца валом вверх



2.3 Расположение коробки выводов

Положение коробки выводов обозначается заглавной буквой в соответствии со следующими правилами:

a) у машин на лапах при виде со стороны D лапы расположены внизу (как часовая стрелка, указывающая на 6 часов);

b) у машин только с фланцевым креплением и водоотводами при виде со стороны D водоотводы смотрят вниз (указывают на 6 часов);

c) другие варианты не обозначаются.

Обозначения приведены в следующей таблице:

Обозначение конструкции

Расположение коробки выводов


тип

положение часовой стрелки

R

Правое

3 часа

В

Нижнее

6 часов

L

Левое

9 часов

Т

Верхнее

12 часов

Нет

Не обозначается