5.1 Для обеспечения требований к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог по ГОСТ Р 50597-93, увеличения сроков их службы и снижения затрат на ремонт и содержание необходимо своевременно проводить гидроизоляцию трещин и швов в дорожных покрытиях. Предельное допустимое количество необработанных трещин в эксплуатируемом дорожном покрытии не должно превышать установленного количества в зависимости от интенсивности движения транспортных средств [1].
5.2 Работы по санации трещин необходимо проводить в соответствии с картой дефектов и ведомостью дефектов, которые составляются по результатам обследования ремонтируемого участка покрытия.
При обследовании следует составить соответствующие акты, произвести классификацию обнаруженных повреждений и трещин и установить возможные причины их возникновения.
Для выполнения ремонтных работ необходимо разработать и утвердить в установленном порядке проектно-сметную документацию.
5.3 При выборе технологии санации трещин и швов различного типа следует учитывать:
- вид материала покрытия;
- количество трещин и среднее расстояние между ними;
- ширину трещин и максимально возможное перемещение кромок в процессе эксплуатации покрытия;
- степень разветвленности трещин в плане;
- состояние покрытия в зоне трещин и степень разрушения кромок;
- прочность дорожной одежды, особенно в зоне трещин и швов.
5.4 Санации подлежат, как правило, все одиночные отраженные, температурные и усталостные трещины. При этом особое внимание следует уделять отраженным и температурным трещинам, ширина которых изменяется в наибольшей степени под воздействием температуры окружающей среды. В зависимости от ширины трещин в технологию производства работ могут быть внесены те или иные изменения.
На дорожных покрытиях с частой сеткой трещин проводить санацию неэффективно.
5.5 Работы по санации трещин следует выполнять в сухую погоду при температуре воздуха не ниже 5°С и влажности не выше 80%.
Плановые работы по санации трещин целесообразно выполнять в период их максимального раскрытия. Наиболее оптимальные периоды - весенний, когда наступает сухая и теплая погода, или поздняя осень, когда ночные заморозки вызывают сжатие покрытия, но днем становится сравнительно тепло (выше 5°С).
5.6 Ремонтируемый участок покрытия должен быть закрыт для движения транспортных средств и предварительно тщательно очищен от пыли и грязи.
5.7 Санация обычно включает следующие технологические операции в зависимости от ширины раскрытия трещин:
- узкие трещины до 5 мм:
продувка сжатым воздухом,
прогрев,
заливка битумной эмульсией или мастикой с высокой проникающей способностью;
- средние трещины и широкие до 20 мм:
разделка трещины с образованием камеры (для трещин с разрушенными кромками),
очистка,
продувка и просушка,
прогрев боковых стенок трещины (камеры),
герметизация трещины,
присыпка загерметизированной трещины (камеры) песком;
- широкие трещины (разрывы от 20 до 30 мм и более):