Статус документа
Статус документа

ОДМ 218.2.036-2013 Методические рекомендации по устройству, ремонту, содержанию и эксплуатации паромных переправ и наплавных мостов

     6.2 Выбор типа и конструкции паромных переправ и наплавных мостов

6.2.1 В состав паромной переправы (рисунок 1) входят: перевозной паром 2 (самоходный или несамоходный), буксир 3 (для несамоходного парома), одна или несколько пар пристаней 1, подходы к переправе 4, а также места зимнего отстоя (хранения) плавсредств, акватория причалов переправы и водные подходы к ней. При устройстве нескольких ниток переправы указанный состав обязателен для каждой из них.


Рисунок 1 - Основные части паромной автодорожной переправы



6.2.2 Возможно применение различных схем организации паромных переправ. На канатных переправах (рисунок 2) движение парома осуществляется по тросу, натянутому поперек реки. Перемещение парома по тросу может осуществляться вручную (рисунок 2, а), с помощью лебедок при фиксированном прикреплении парома к тросу (рисунок 2, б), буксировкой катером под бортом (рисунок 2, в), с использованием силы течения реки (паром-самолет) (рисунок 2, г). Возможно применение парома-самолета при продольном расположении троса (рисунок 2, д), низовой конец которого закреплен на пароме, а верховой - на якоре на расстоянии 1,5-2 ширины реки вверх по течению. На бесканатных переправах используются самоходные или несамоходные буксируемые (толкаемые) паромы. Схемы движения самоходных и несамоходных буксируемых паромов зависят от способа погрузки-выгрузки автомобилей (рисунки 3, 4) и местных условий.


1 - причал;

 2 - паром;

3 - трос (канат); 4 - лебедки; 5 - блок; 6 - якорь; 7 - лодки (поплавки); 8 - буксирный катер

 
Рисунок 2 - Схемы канатных паромных переправ


а) "восьмеркой" с погрузкой-выгрузкой через оба борта; б) "семеркой" с погрузкой-выгрузкой через оба борта; в) по кругу с погрузкой-выгрузкой через один борт; г) "семеркой" с погрузкой-выгрузкой через носовую часть парома; д) по z-образной траектории с продольной погрузкой-выгрузкой через носовую и кормовую части парома

Рисунок 3 - Схемы движения самоходных паромов



а) "восьмеркой" с погрузкой-выгрузкой через оба борта; б) "семеркой" с погрузкой-выгрузкой через оба борта; в) по кругу с погрузкой-выгрузкой через один борт; г) "семеркой" с погрузкой-выгрузкой через носовую часть парома; д) по прямой с продольной погрузкой-выгрузкой через носовую и кормовую части парома и расположением буксира под бортом

Рисунок 4 - Схемы движения несамоходных буксируемых (толкаемых) паромов



6.2.3 Назначение схемы организации паромной переправы определяется местными условиями и имеющимися техническими средствами. При этом следует учитывать следующее. Канатные переправы при расположении троса над водой в натянутом состоянии и паромы-самолеты с продольным расположением троса не должны применяться на судоходных путях и не рекомендуется применять на реках шириной свыше 100 м. На судоходных путях и на реках шириной свыше 100 м трос должен иметь провис в воду, обеспечивающий требуемую глубину судового хода, или быть опущен на дно реки, а на несудоходных путях натянутый трос должен находиться на такой высоте над водой, чтобы не препятствовать проходу плавсредств, эксплуатируемых (используемых) на этом водном пути. Применение канатных переправ на реках шириной свыше 400 м нецелесообразно.

Применение паромов на ручной тяге не рекомендуется. Как исключение, применение паромов на ручной тяге может быть допущено при малой грузоподъемности паромов (до 30 т), низкой интенсивности движения на переправе (не более 100 авт./сут) и ширине реки до 100 м.

Предпочтение следует отдавать способу перемещения парома по тросу буксирным катером, расположенным под бортом парома снизу по течению (рисунок 2, в).

При скоростях течения воды свыше 1 м/с возможно применение паромов-самолетов (рисунок 2, г и т.д.).

Самоходные и несамоходные буксируемые (толкаемые) паромы (рисунки 3, 4) рекомендуется применять на реках шириной свыше 100 м и при достаточных глубинах воды в течение всего периода работы переправы.

6.2.4 В качестве перевозных паромов могут применяться:

- паромы, построенные судостроительными и судоремонтными предприятиями, в соответствии с требованиями РРР;

- самоходные и несамоходные паромы серийного заводского изготовления, выпускаемые судостроительными и судоремонтными предприятиями;

- баржи - площадки, переоборудованные речные суда и т.п., обустройство которых должно обеспечивать безопасную погрузку, выгрузку, маневрирование на грузовой палубе и перевозку автомобилей и соответствовать требованиям РРР;

- паромы, собранные на базе понтонов и имущества парков разборных наплавных мостов, строительных понтонов, а также паромы из имущества разборных мостов-лент и соответствовать требованиям РРР.*

_______________