Приведенные в этом подразделе термины относятся только к номинальным размерным элементам (идеальной формы). Определение модели номинального размерного элемента приведено в стандарте [3].
3.3.1 зазор (clearance): Разность между размерами отверстия и вала, когда диаметр вала меньше диаметра отверстия.
Примечание - Зазор - положительное число (см. В.2, приложение В).
3.3.1.1 наименьший зазор (minimum clearance): Разность между нижним предельным размером отверстия и верхним предельным размером вала.
См. рисунок 2.
3.3.1.2 наибольший зазор (maximum clearance): Разность между верхним предельным размером отверстия и нижним предельным размером вала.
См. рисунки 2 и 4.
3.3.2 натяг (interference): Разность размеров отверстия и вала до сборки, когда диаметр вала больше диаметра отверстия.
Примечание - Натяг - отрицательное число (см. В.2, приложение В).
3.3.2.1 наименьший натяг (minimum interference): Разность между верхним предельным размером отверстия и нижним предельным размером вала.
См. рисунок 3.
3.3.2.2 наибольший натяг (maximum interference): Разность между нижним предельным размером отверстия и верхним предельным размером вала.
См. рисунки 3 и 4.
3.3.3 посадка (fit): Соединение наружного размерного элемента и внутреннего размерного элемента (отверстия и вала), участвующих в сборке.
3.3.3.1 посадка с зазором (clearance fit): Посадка, при которой в соединении отверстия и вала всегда образуется зазор, т.е. нижний предельный размер отверстия больше или равен верхнему предельному размеру вала.
См. рисунок 2.
3.3.3.2 посадка с натягом (interference fit): Посадка, при которой в соединении отверстия и вала всегда образуется натяг, т.е. верхний предельный размер отверстия меньше или равен нижнему предельному размеру вала.
См. рисунок 3.
3.3.3.3 переходная посадка (transition fit): Посадка, при которой в соединении отверстия и вала возможно получение как зазора, так и натяга.
См. рисунок 4.
Примечание - В переходной посадке интервал допуска отверстия и интервал допуска вала перекрываются частично или полностью, поэтому наличие зазора или натяга в соединении зависит от действительных размеров отверстия и вала.
а) Подробное представление | b) Схематическое представление |
1 - интервал допуска отверстия; 2 - интервал допуска вала, случай 1: верхний предельный размер вала ниже, чем нижний предельный размер отверстия, наименьший зазор больше нуля; 3 - интервал допуска вала, случай 2: верхний предельный размер вала совпадает с нижним предельным размером отверстия, наименьший зазор равен нулю; а - наименьший зазор; b - наибольший зазор; с - номинальный размер, равный нижнему предельному размеру отверстия
Примечание - Сплошные горизонтальные линии, ограничивающие интервалы допусков, показывают основные отклонения, а штриховые - другие (не основные) предельные отклонения отверстия и вала.