ГОСТ Р 55588-2013
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Воздушный транспорт
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ АВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Термины и определения
Airtransport. Flight safety management system. Terms and definitions
ОКС 03.220.50*
_____________________
* По данным официального сайта Росстандарта
ОКС 03.220.50; 01.040, здесь и далее. -
Примечание изготовителя базы данных.
Дата введения 2014-07-01
1 РАЗРАБОТАН Научным центром по поддержанию летной годности воздушных судов ФГУП ГосНИИ ГА
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 "Воздушный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 октября 2013 г. N 1144-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2018 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Установленные в стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области системы менеджмента безопасности авиационной деятельности.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Краткие формы, представленные аббревиатурой, приведены после стандартизованного термина и отделены от него точкой с запятой.
Помета, указывающая на область применения многозначного термина, приведена в круглых скобках светлым шрифтом после термина. Помета не является частью термина.
Приведенные определения можно, при необходимости, изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.
Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы, представленные аббревиатурой, - светлым шрифтом в тексте и в алфавитном указателе.
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области системы менеджмента безопасности авиационной деятельности.
Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы в области системы менеджмента безопасности авиационной деятельности, входящих в сферу работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.
1 безопасность авиационной деятельности; БАД: Состояние, при котором риски, связанные с авиационной деятельностью, снижены до приемлемого уровня и контролируются.
2 государственная программа безопасности авиационной деятельности: Единый комплекс правил и видов деятельности, разработанных государством для обеспечения управления безопасностью авиационной деятельности в гражданской авиации.
3 риски (в авиационной деятельности): Предполагаемая возможность и серьезность последствий или результатов в условиях опасности авиационной деятельности поставщика авиационного обслуживания.
4 обеспечение безопасности авиационной деятельности: Процесс управления рисками в системе управления безопасностью авиационной деятельности у поставщика авиационного обслуживания и безопасностью авиационной деятельности на государственном уровне.
5 управление безопасностью авиационной деятельности: Целенаправленное воздействие на систему обеспечения безопасности авиационной деятельности, на процессы этой деятельности, на события через измеряемые величины, изменения которых приводят к изменениям состояния системы в соответствии с требованиями критерия качества и видом функции цели.
6 управление риском авиационной деятельности: Процесс обеспечения безопасности авиационной деятельности на основе измерения значимости рисков, снижения тяжести последствий от воздействия на систему факторов риска и уклонения системы от факторов риска.
7 регулирование безопасности полетов воздушных судов: Применение норм и правил воздействия на процесс функционирования авиационной транспортной системы в целях обеспечения заданного уровня безопасности полетов воздушных судов.
8 поставщик авиационного обслуживания: Любая организация, представляющая авиационное обслуживание, подверженная факторам риска в системе обеспечения безопасности авиационной деятельности во время предоставления своих услуг.
9 менеджмент риска авиационной деятельности: Скоординированные действия по руководству и управлению организацией на основе методологии управления риском и управления безопасностью авиационной деятельности.
10 менеджмент безопасности авиационной деятельности: Скоординированные действия по руководству и управлению организацией на основе показателей безопасности системы обеспечения безопасности авиационной деятельности с учетом факторов риска.
11 менеджмент надежности авиационной деятельности: Скоординированные действия по управлению организацией в сфере надежности авиационной деятельности.
12 менеджмент качества авиационной деятельности: Скоординированные действия по управлению организацией применительно к качеству авиационной деятельности.
13 система менеджмента безопасности авиационной деятельности; СМБ АД: Система, состоящая из множества взаимосвязанных функциональных модулей, обеспечивающих скоординированные действия по руководству и управлению организацией на основе показателей безопасности с учетом факторов риска авиационной деятельности провайдера авиационных услуг.
14 система обеспечения безопасности авиационной деятельности; СОБ АД: Система, состоящая из множества взаимодействующих элементов с определенной иерархией, с помощью которой в эксплуатируемой системе безопасности авиационной деятельности обеспечивается поддержание текущего состояния с заданным уровнем безопасности на основе принципов профилактики прогнозирования опасных событий и управления рисками.
15 система управления безопасностью авиационной деятельности: Системный подход к управлению безопасностью авиационной деятельности поставщика авиационного обслуживания, включающий в себя необходимую организационную структуру, иерархию ответственности, руководящие принципы и процедуры.
16 система менеджмента качества авиационной деятельности: Часть общей системы менеджмента безопасности авиационной деятельности, основанной на подходе к управлению системой в виде постоянного контроля, анализа, поддержания и повышения уровня качества системы.
17 уровень безопасности СОБ АД: Степень безопасности системы обеспечения безопасности авиационной деятельности, определенной в виде стандартных физических показателей, которые характеризуют качество системы.
18 показатели безопасности СОБ АД: Критерии оценки уровня безопасности системы обеспечения безопасности авиационной деятельности.
19 контроль влияния факторов риска на безопасность полетов воздушных судов: Меры, направленные на устранение опасности и взятие под организационный контроль возможности проявления и серьезности факторов риска на безопасность полетов воздушных судов, связанных с последствиями от прогнозируемой деятельности.
20 эксплуатационные риски (при производстве полетов воздушных судов): Риски, характеризующие функционирование авиационной транспортной системы.
21 полетные риски: Эксплуатационные риски при производстве полетов воздушных судов, характеризующие процесс выполнения полета.
22 параметрические риски (при производстве авиационных работ): Риски, обусловленные нарушением провайдером нормативных значений авиационной деятельности.
23 процедурные риски (при производстве авиационных работ): Риски, обусловленные неисполнением требуемых процедур при производстве авиационных работ.
24 метрологический риск: Мера опасности и последствий наступления неблагоприятных событий, обусловленных применением недостоверных методов, средств и способов достижения требуемой точности измерений.
БАД | 1 |
безопасность авиационной деятельности | 1 |
контроль влияния факторов риска на безопасность полетов воздушных судов | 19 |
менеджмент безопасности авиационной деятельности | 10 |
менеджмент качества авиационной деятельности | 12 |
менеджмент надежности авиационной деятельности | 11 |
менеджмент риска авиационной деятельности | 9 |
обеспечение безопасности авиационной деятельности | 4 |
показатели безопасности СОБ АД | 18 |
поставщик авиационного обслуживания | 8 |
программа безопасности авиационной деятельности государственная | 2 |
риски | 3 |
риск метрологический | 24 |
риски параметрические | 22 |
риски полетные | 21 |
риски процедурные | 23 |
риски эксплуатационные | 20 |
регулирование безопасности полетов воздушных судов | 7 |
система менеджмента безопасности авиационной деятельности | 13 |
система менеджмента качества авиационной деятельности | 16 |
система обеспечения безопасности авиационной деятельности | 14 |
система управления безопасностью авиационной деятельности | 15 |
СМБ АД | 13 |
СОБ АД | 14 |
управление безопасностью авиационной деятельности | 5 |
управление риском авиационной деятельности | 6 |
уровень безопасности СОБ АД | 17 |
УДК 629.735.083:006.354 | ОКС 03.220.50 |
Ключевые слова: авиационная техника; база данных с результатами идентификации опасности, угроз, рисков, факторов риска; безопасность авиационной деятельности; воздушное судно; гражданская авиация; государственная программа; единое информационное пространство; поставщик обслуживания |
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2018