ГОСТ 32340-2013
(ISO 5163:2005)
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
НЕФТЕПРОДУКТЫ
Определение детонационных характеристик моторных и авиационных топлив. Моторный метод
Petroleum products. Determination of knock characteristics of motor and aviation fuels. Motor method
МКС 75.160.20
Дата введения 2015-01-01
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ" (ФГУП "ВНИЦСМВ") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 14 ноября 2013 г. N 44)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 725-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32340-2013 (ISO 5163:2005) введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2015 г.
5 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ISO 5163:2005* "Нефтепродукты. Определение детонационных характеристик моторных и авиационных топлив. Моторный метод" ("Petroleum products - Determination of knock characteristics of motor and aviation fuels - Motor method", MOD). Дополнительные фразы, включенные в текст стандарта, выделены курсивом**.
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей.
** В оригинале обозначения и номера стандартов и нормативных документов в разделе "Предисловие" приводятся обычным шрифтом, остальные по тексту документа выделены курсивом. - Примечание изготовителя базы данных.
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2019 г.
8 Настоящий стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 52946-2008 (ЕН ИСО 5163:2005) "Нефтепродукты. Определение детонационных характеристик моторных и авиационных топлив. Моторный метод"
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
Настоящий стандарт разработан с целью придания широко используемому методу ASTM D 2700-01а статуса международного.
ISO признает, что метод настоящего стандарта используют во многих странах, поэтому стандартное оборудование и многие комплектующие и материалы, необходимые для данного метода, могут быть получены только у конкретных производителей или поставщиков. Для проведения испытаний по настоящему методу необходимо обратиться к шести обязательным и трем справочным приложениям ASTM D 2700-01а, содержащегося в Ежегодном сборнике стандартов ASTM, раздел 5*. В обязательных приложениях подробно описаны необходимое специальное оборудование и приборы, критические параметры и настройки компонентов, приведены рабочие таблицы настроек. В справочных приложениях приведены справочные и дополнительные сведения о вспомогательном оборудовании, методики эксплуатации и принципы надлежащего технического обслуживания двигателя и оборудования.
_______________
* Копии можно получить непосредственно у издателя, ASTM International, 100 Barr Harbor Drive, West Conshohocken, PA 19428-2959, USA, тел.: +1 610-832-9585, факс: +1 610-832-9555, e-mail: service@astm.org, вебсайт: www.astm.org.
Накопленные во многих странах в течение многих лет данные по детонационным характеристикам моторных и авиационных топлив основаны на использовании двигателя CFR и методов ASTM для определения октанового числа. Принятые во всем мире и установленные в нефтяной промышленности значения октановых чисел моторных и авиационных топлив определены по моторному методу на установке для определения октановых чисел CFR F-2, что подчеркивает необходимость стандартизации метода и испытательного оборудования. Поэтому нецелесообразно начинать дублирующие исследования по возможности использования другого двигателя для целей ISO.
Настоящий метод оценки моторных и авиационных топлив признан, несмотря на то, что параметры эксплуатации, настройки и корректировки двигателя CFR** приведены в дюймах. Размеры и допуски можно перевести в метрическую систему путем строгого численного преобразования, которые не будут отражать инженерную метрическую практику. Использование метрических измерительных приборов для проверки соответствия размеров компонентов численно преобразованным метрическим значениям будет источником дополнительной погрешности результата испытания.
_______________
** Единственным изготовителем установки определения октанового числа модели CFR F-1 является Waukesha Engine, Dresser, Inc., 1000 West St. Paul Avenue, Waukesha, Wl 53188, USA.
В связи с изложенным было принято решение поручить Техническому комитету ISO 28 "Нефтепродукты и смазочные материалы" переработать стандарт ASTM D 2700 в соответствии с Директивой ISO, часть 2 "Правила построения и изложения международных стандартов". Однако настоящий стандарт ссылается на обязательные и справочные приложения ASTM D 2700 в связи с их подробной детализацией. Эти обязательные и справочные приложения не включены в настоящий стандарт, потому что они были опубликованы в Ежегодном сборнике стандартов ASTM, раздел 5.
Предупреждение - Применение настоящего стандарта связано с использованием в процессе испытания опасных материалов, операций и оборудования. В настоящем стандарте не предусмотрено рассмотрение всех вопросов обеспечения безопасности. Пользователь настоящего стандарта несет ответственность за установление соответствующих правил по технике безопасности и охране труда, а также определяет целесообразность применения законодательных ограничений перед его использованием.
Настоящий стандарт устанавливает метод определения детонационных характеристик жидкого топлива для двигателей с искровым зажиганием на одноцилиндровом четырехтактном карбюраторном двигателе типа CFR или УИТ-85М с переменной степенью сжатия, работающих с постоянной скоростью, с использованием условной шкалы октановых чисел. Определение октанового числа по моторному методу (MON) предусматривает измерение детонационных характеристик моторных топлив для автомобильных двигателей в жестких условиях эксплуатации. Октановое число по моторному методу позволяет определять детонационные характеристики авиационных топлив в авиационных поршневых двигателях путем преобразования результата в значение октанового числа по авиационному методу или эксплуатационное число (октановое число обедненной смеси авиационного топлива).
Настоящий стандарт распространяется на весь диапазон шкалы от 0 до 120 MON, но рабочий диапазон находится в пределах от 40 до 120 MON. Испытание типичного моторного топлива проводят в диапазоне от 80 до 90 MON. Испытание типичного авиационного топлива проводят в диапазоне от 98 до 102 MON.
Настоящий стандарт можно использовать для топлив, содержащих оксигенаты до 4% масс. по кислороду.
Некоторые газы и пары, например галогенсодержащие хладагенты, используемые в кондиционерах, находящихся вблизи двигателя CFR или УИТ-85М, могут оказывать существенное влияние на значения MON. Всплески или кратковременные изменения напряжения или частоты электрического тока также могут влиять на значения MON.
Примечание 1 - Настоящий стандарт устанавливает параметры рабочих условий в единицах СИ, однако измерения, относящиеся к двигателям CFR, приведены в единицах "дюйм-фунт", поскольку они используются при изготовлении указанного оборудования, поэтому в настоящем стандарте они приведены в круглых скобках.
Примечание 2 - В настоящем стандарте термины "% масс." и "% об." означают массовые и объемные доли материала соответственно.
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий межгосударственный стандарт:
ГОСТ 21743 Масла авиационные. Технические условия
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 контрольное топливо (check fuel): Топливо с заданными характеристиками, которое имеет принятое эталонное значение MON, определенное в ходе межлабораторных испытаний на большом количестве двигателей, находящихся в разных лабораториях.
3.2 высота цилиндра (cylinder height): Вертикальное положение цилиндра двигателя CFR по отношению к поршню в верхней мертвой точке (в.м.т.) или в верхней точке механически обработанной поверхности картера.
3.3 показание шкалы индикатора (dial indicator reading): Числовое показание высоты цилиндра, установленное по основной настройке, когда двигатель работает при степени сжатия, необходимой для получения заданного давления сжатия.
Примечание - Показания шкалы индикатора выражают в тысячных долях дюйма или в сотых долях миллиметра.
3.4 показание цифрового счетчика (digital counter reading): Числовое показание высоты цилиндра, установленное по основной настройке, когда двигатель работает при степени сжатия, установленной для получения заданного давления сжатия.
3.5 детонометр (измеритель детонации) (detonation meter): Прибор, преобразующий электрический сигнал от датчика детонации в выходной сигнал на дисплей.
3.6 датчик детонации (detonation pickup): Преобразователь магнитострикционного типа, вкрученный в резьбовое отверстие в цилиндре двигателя, для определения давления в камере сгорания, обеспечивающий электрический сигнал, пропорциональный скорости изменения давления в цилиндре.
3.7 работа двигателя с зажиганием (firing): Работа двигателя с подачей топлива и включенным зажиганием.
3.8 соотношение смеси топливо-воздух для максимальной интенсивности детонации (fuel-air ratio for maximum knock intensity): Соотношение смеси топливо-воздух, которое вызывает наибольшую интенсивность детонации для каждого топлива.
3.9 справочная таблица (guide table): Представленные в виде таблицы данные установленной зависимости между высотой цилиндра и октановым числом для двигателя CFR, работающего при стандартной детонации интенсивности и заданном барометрическом давлении.
3.10 детонация (knock): Аномальное сгорание, часто производящее слышимый звук, вызванный самовоспламенением топливно-воздушной смеси.
3.11 интенсивность детонации (knock intensity): Мера детонации топлива.
3.12 датчик интенсивности детонации (knockmeter): Измерительный прибор с делениями шкалы от 0 до 100, который отображает интенсивность сигнала детонации от детонометра.
3.13 октановое число обедненной смеси авиационного топлива (lean mixture aviation rating): Детонационная стойкость обедненной топливно-воздушной смеси в авиационном поршневом двигателе.
3.14 прокручивание двигателя (motoring): Работа двигателя без топлива с отключенным зажиганием.
3.15 октановое число по моторному методу; МОН (motor octane number, MON): Числовое значение стойкости топлива к детонации, полученное путем сравнения интенсивности его детонации с интенсивностью детонации первичных эталонных топлив с известным октановым числом по моторному методу при испытании на стандартном двигателе CFR или двигателе типа УИТ-85М, работающем в условиях, установленных в настоящем стандарте.
3.16 оксигенат (oxygenate): Кислородсодержащее органическое соединение, например различные спирты или простые эфиры, используемое в качестве топлива или топливной добавки.
3.17 первичное эталонное топливо; PRF (primary reference fuel, PRF): 2,2,4-Триметилпентан (изооктан), гептан, пропорциональные по объему смеси изооктана с гептаном или смеси тетраэтилсвинца в изооктане, использованные для построения условной шкалы октановых чисел.
3.18 разброс (spread): Чувствительность детонометра, выраженная в делениях шкалы датчика детонации на единицу октанового числа.
3.19 стандартизованная топливная смесь на основе толуола, смесь TSF (toluene standardization fuel blend, TSF blend): Пропорциональная по объему смесь двух или более следующих веществ: толуола сорта эталонного топлива, гептана и изооктана, которая имеет заданные эталонные значения MON и установленные значения допусков.
Образец топлива, испытываемый в двигателях типа CFR или типа УИТ-85М при составе топливо-воздушной смеси, приводящем к максимальной детонации, сравнивают со смесями первичных эталонных топлив и определяют смесь, испытываемую при составе топливо-воздушной смеси, приводящем к максимальной детонации, имеющую ту же стандартную интенсивность детонации при испытании с той же степенью сжатия. Состав смеси из первичного эталонного топлива (по объему) характеризует как его октановое число, так и октановое число пробы топлива.
5.1 Для рубашки цилиндра в качестве хладагента используют воду, соответствующую классу 3 по стандарту [1]. Воду используют в рубашке цилиндра для таких местоположений лабораторий, где температура кипения составляет (100±2)°С. В лабораториях, расположенных выше уровня моря, для обеспечения указанной температуры кипения следует использовать воду с техническим антифризом на основе гликоля.
Для сведения к минимуму коррозии и минеральной накипи, которые могут изменить теплопередачу и результаты определения октанового числа, в хладагент следует добавить техническое многофункциональное вещество для обработки воды.