Статус документа
Статус документа

ГОСТ 32339-2013 (ISO 5164:2005) Нефтепродукты. Определение детонационных характеристик моторных топлив. Исследовательский метод (Переиздание)

     10 Проведение испытаний

10.1 Общие положения

Стандарт [2] включает в себя три специальных варианта процедур испытаний для определения RON:

a) процедура А: взятие в вилку - равновесный уровень топлива;

b) процедура В: взятие в вилку - динамический уровень топлива;

c) процедура С: степень сжатия.

В настоящий стандарт включена только процедура, определенная в стандарте [2] как процедура взятия в вилку - равновесный уровень топлива. Все три процедуры имеют эквивалентную прецизионность в диапазоне RON обычного товарного моторного топлива и могут быть использованы для установления номинальных характеристик в определенных диапазонах RON.

Проверяют, что все условия работы двигателя, работающего на обычном топливе, находятся в соответствии и равновесии с двигателем.

10.2 Запуск

Определяют пригодность двигателя к эксплуатации. Если для оценки двигателя используют регулировку температуры всасываемого воздуха, выбранная температура всасываемого воздуха для RON соответствующей смеси TSF должна использоваться в ходе рабочего периода для оценки каждого образца топлива в диапазоне RON для данного сорта смеси TSF.

10.3 Калибровка

10.3.1 Калибруют двигатель и контрольно-измерительную аппаратуру для установления стандартной интенсивности детонации, используя смесь PRF, RON которой близко к RON испытуемых образцов топлив.

10.3.2 Устанавливают высоту цилиндра (с компенсацией на барометрическое давление) в соответствии с RON, выбранным PRF в справочной таблице (приведенной в приложении А6 стандарта [2]).

10.3.3 Запускают двигатель, используя PRF, и устанавливают соотношение смеси топливо-воздух, которое дает максимальное показание детонометра.

10.3.4 Регулируют измеритель детонации для получения показания датчика интенсивности детонации в диапазоне (50±2) деления, соответствующем оптимальной стабильности показаний датчика интенсивности детонации.

Примечание - Справочные таблицы по стандартной интенсивности детонации при стандартном барометрическом давлении с указанием высоты цилиндра для каждого RON (до первого десятичного знака) в диапазоне от 40 до 120 RON приведены в стандарте [2], приложение А6 (справочные таблицы по постоянной интенсивности детонации). В приложении А6 также приведена таблица для компенсации высоты цилиндра справочной таблицы при атмосферном давлении ниже или выше стандартного.

10.3.5 Если образец топлива показывает RON выше 100, стандартная интенсивность детонации должна быть установлена с помощью одной из изооктановых и TEL PRF смесей, RON которой охватывает данный образец топлива. Для выбора соответствующего PRF может потребоваться несколько испытаний. Используют также PRF смеси, характерные для диапазона значений RON, установленные в таблице 4. Регулируют измеритель детонации таким образом, чтобы значения показаний измерителя детонации оставались по возможности большими, несмотря на нестабильность показаний датчика интенсивности детонации.


Таблица 4 - Максимально допустимое расхождение RON для PRF при процедуре взятия в вилку

Диапазон RON образца топлива

Максимально допустимая разность RON для смесей PRF

40-72

4,0

72-80

2,4

80-100

2,0

100,0-100,7

Используют только PRF смеси с RON 100,0 и 100,7

100,7-101,3

Используют только PRF смеси с RON 100,7 и 101,3

101,3-102,5

Используют только PRF смеси с RON 101,3 и 102,5

102,5-103,5

Используют только PRF смеси с RON 102,5 и 103,5

103,5-108,6

Используют PRF смеси с содержанием TEL* 0,053 см/дм (0,2 см/гал. США)

108,6-115,5

Используют PRF смеси с содержанием TEL 0,132 см/дм (0,5 см/гал. США)

115,5-120,3

Используют PRF смеси с содержанием TEL 0,264 см/дм (1,0 см/гал. США)

      * TEL - тетраэтилсвинец.

10.4 Испытание образца топлива

10.4.1 Запускают двигатель на образце топлива и проверяют, чтобы в топливной системе не было пузырьков воздуха.

10.4.2 Регулируют высоту цилиндра на показание датчика интенсивности детонации в середине шкалы.

10.4.3 Регулируют соотношение смеси топливо-воздух на максимально достижимое показание датчика интенсивности детонации. При необходимости регулируют высоту цилиндра таким образом, чтобы максимальное показание датчика интенсивности детонации соответствовало (50±2) деления.

10.4.4 Регистрируют показание датчика детонации для образца топлива.

10.5 Испытание первичного эталонного топлива N 1

10.5.1 Используя высоту цилиндра, выбранную для образца топлива, по соответствующей справочной таблице, приведенной в стандарте [2], выбирают PRF, которое предположительно имеет RON, близкое к испытуемому образцу топлива.

10.5.2 Готовят свежую партию PRF. Запускают двигатель, используя данное PRF, и проверяют, чтобы в топливной системе не было пузырьков воздуха.